вторник, 31 декабря 2013 г.

О пользе антракта и неизбежном крахе контракта. Первая часть.


Учитывая паузу, возникшую в результате отправки созданных гением Федосова и воплощённых его близкими соратниками железных изделий, которые в настоящее время начинают свой непростой путь в сторону заказчика, гордо именуемых "Оплотами", подведём некоторые итоги и обобщим всё мной  написанное. Для удобства чтения и понимания всего произошедшего не только с “Тайским” контрактом, но и в целом с состоянием бронетанкостроения в нашей стране, я постараюсь разбить всё по отдельным тематическим разделам и прокомментировать сказанное по существу.
Начну с общих подходов к решению стоящих перед отраслью задач - планомерной организации работы по поиску потенциальных заказчиков, заинтересованных в приобретении созданных в Украине современных образцов бронетехники, кропотливой работы специалистов всех уровней соответствующих министерств и ведомств, должностных лиц ХКБМ, ХКБД, завода имени В.А.Малышева по поэтапной работе с ними, имеющей цель наглядно показать и реально доказать имеющиеся преимущества наших танков перед всеми аналогичными зарубежными образцами. И как результат этого - провести сложные многоступенчатые переговоры по подписанию выгодных для страны контрактов и последовательно реализовать их. Для наглядности сравним весь комплекс проводимых мероприятий по наиболее крупным танковым контрактам в современной истории независимой Украины: “Пакистанскому” и ”Тайскому”. Кратко остановлюсь на их истории.
 Танк Т-80 УД был создан в 1985 году, успешно прошёл сложный комплекс государственных испытаний и принят на вооружение армии, после чего было принято решение о его серийном производстве. До начала 90-х годов ЗИМом было изготовлено более 700 танков, которые поступили на вооружение МО СССР и продолжали далее совершенствоваться в ходе их эксплуатации в условиях войск. Налаживание контактов с заинтересованной в покупке крупной партии современных танков стороной – Пакистаном и грамотно проведённая работа по представлению Т-80УД на рынке вооружений принёс первый положительный результат. В середине 1993 года Пакистан, после сравнивания различных образцов зарубежных танков, принял решение и впервые обратился с предложением продемонстрировать возможности Т-80УД в местных условиях. Практически за полтора месяца испытаний два “малышевских” танка без особых проблем, двигаясь по 14-16 часов в тяжёлых условиях жаркого пустынного климата, прошли две тысячи километров, убедив пакистанских военных в своей надёжности и неприхотливости. Повторное приглашение последовало уже летом 1995 года, когда пакистанская сторона предложила усложнённую программу испытаний, включающую проверку не только ходовых, но и боевых возможностей танка, после успешного завершения которой, посетила ЗИМ для детального ознакомления с его производственной базой. После недолгих раздумий, 30 июля 1996 года контракт был подписан. Стоит отметить, что параллельно с представлением танка, в период с 1993 года и до момента подписания контракта, именно специалистами Министерства промышленной политики организованно проводилась работа по совершенствованию процесса производства боевых машин в непростых условиях спада экономики Украины. Это, в первую очередь, касалось проблемы перевода изготовления танка на украинские комплектующие, так, как в этот период более 60% из них были российского и иного иностранного производства. Однако, этот крайне важный вопрос усилиями Министерства и профильных ведомств, а также заводских структур был успешно решён: при выполнении контракта в процессе серийного производства Т-80УД было задействовано более 2000 отечественных предприятий (из них 200 – крупных). Не остался в стороне и завод. Усилиями его руководства и более чем десятитысячного коллектива, в кратчайшие сроки в цеха были возвращены квалифицированные кадры, в строгом соответствии с требованиями технологии восстановлено серийное производство узлов и деталей танка, освоены недостающие элементы производства (например, сварно-катаной башни и пушки).
Весь комплекс проведённых мероприятий способствовал тому, что в феврале 1997 года, в соответствии с графиком, первая партия танков “Пакистанского” контракта была отгружена заказчику, после чего до его конечной стадии - 1999 года, заводчане отправляли в его адрес более 100 машин в год. Всё это явилось реальным прорывом в вопросе налаживания двухстороннего межгосударственного военного сотрудничества не только с Пакистаном, но и другими странами и, без всякого сомнения, подняло на новый уровень международный имидж Украины как великой промышленной державы, одного из основных игроков мирового рынка вооружений.
С “Тайским” контрактом всё было иначе. Начнём с того, что приобретение танков проводилась таиландской стороной в рамках десятилетней программы модернизации Королевской армии страны. Одним из её ключевых моментов являлась замена 200 технически и морально устаревших танков М41А3 американского производства, которые были приняты на вооружение армии и эксплуатировались в различных её воинских формированиях с 1962 года. Был объявлен тендер, в котором приняли участие ряд поставщиков тяжёлой бронетехники из разных стран. Наиболее активно продвигали свои предложения производители немецких танков Leopard-2А4, российских Т-90, южнокорейских К-1 и украинских “Оплотов”. Немецкое предложение было отвергнуто из-за высокой цены изделия, Т-90 на тот момент ещё не прошёл весь комплекс государственных испытаний, а К-1 был частично скопирован с тяжёлого американского танка М-1 Abrams, состоявшего на вооружении с 1980 года и считался устаревшим. Не всё было гладко и с нашим танком, возникали вопросы и по “Оплоту”. История умалчивает о том, как тайская сторона, зная, что имеется всего лишь один работающий выставочный образец танка, в сентябре 2010 года подписала контракт на поставку 49 “Оплотов” на сумму более 200 миллионов долларов (!). Возможно, что на судьбу этого контракта повлиял ранее имевший место положительный опыт сотрудничество между нашими странами, когда в 2007 году Таиланд приобрел у Украины 96 БТР-3Е1 на четыре миллиарда бат (примерно 130 млн. долларов). Однако, в первую очередь мне думается, что свою основную положительную роль сыграл выполненный в оговоренные договором сроки “Пакистанский” контракт, и плодотворное сотрудничество с нашими специалистами по танку “Аль-Халид” с Китаем и Пакистаном. Немного упокоил тайцев и “камерный” показ нашего на сегодняшний день единственного опытно-экспериментального танка “Оплот”, созданного под руководством Героя Украины М.Д.Борисюка, впоследствии так нелепо отстраненного не только от выполнения “Тайского” контракта, но и от работы вообще. Этот своевременно спланированный показ, состоялся 20 марта 2011 года на военном полигоне 1-й отдельной танковой бригады, дислоцированной в Черниговской области. Как следует из пресс-релиза, военной делегации Таиланда во главе с главнокомандующим Королевской тайской армией генералом Прают Чан-О-Ч, были продемонстрированы динамические и боевые возможности танка, в ходе которых выполнены практические стрельбы из штатного вооружения “Оплота”. Естественно, что после этого все мероприятия по согласованию технических вопросов прошли в “темпе вальса”:  чтобы удовлетворить запросы заказчика, разработчики танка из ХКБМ внесли изменения в 40 из 100 конструкторских групп “Оплота”, к числу которых можно отнести новации в системе размещения экипажа, связи и другого внутреннего оборудования, а также установке кондиционера для удобства экипажа. До сведения тайцев также было доведено, что правительством принято решение о выделении из госбюджета 40 млн. гривен для обновления технической базы ЗИМа оборудованием для изготовления необходимого количества танков по контракту с Таиландом. Для человека, несведущего в производстве бронетехники это просто огромная сумма, однако специалист может сказать, что это всего лишь стоимость одного-двух станков, которых в случае универсального производства необходимо от нескольких десятков до сотни, а при создании серийного производства танков – до тысячи. Тайцев это не смутило, они верили в оставшееся великое техническое наследие СССР и присущую харьковским танкостроителям порядочность. Да и полностью выполненный в срок “Пакистанский” контракт вселял уверенность в успехе контракта. В общем, вследствие ряда различных причин представители Таиланда до ЗИМа так и не добрались, чтобы в ходе осмотра его полу парализованной производственной базы и уже начавшей разрушаться в борьбе за металлолом инфраструктуры, внимательно разглядеть уже намечающиеся признаки медленного умирания бывшего завода - гиганта.
Логическим завершение “бумажной” цепочки контракта явился договор комиссии от 7 декабря 2011 года о производстве на ЗИМе 49 танков “Оплот”, подписанный его тогдашним генеральным директором Н.Беловым. Общая его сумма в ценах завода составила около 160 млн. долларов (в ценах “Укрспецэкспорта” - более 200 млн. долларов). После этого “Укрспецэкспорт” перечислил на предприятие около 300 млн. гривен – не только полученный от заказчика аванс, но и то, что удалось наскрести по сусекам других, менее важных сделок. Понимая перспективу дальнейшего сотрудничества с тайцами, руководство “Укроборонпрома” в первой половине 2012г. предприняло попытку серьёзного финансового вливания в завод для создания необходимых заделов в будущей работе, чтобы гарантированно изготовить в срок первую партию танков. В соответствии с достигнутыми договорённостями весь контракт должен был быть завершен до декабря 2013г. При успешной реализации поставок тайская сторона рассматривала возможность продления его уже на более значительную сумму – 600 млн. долларов, что соответствовало цене производства 150 “Оплотов”. Но ожидания и перспективы этого счастья не оправдались. С самого начала контракт начал “пробуксовывать”, а с приходом в “Укроборонпром” Громова и назначением ГД ЗИМа его протеже - бывшего директора 115 харьковского танкоремонтного завода Федосова, он вообще стал превращаться в яркую, но несбыточную мечту тайских товарищей. Вместо налаживания достаточно сложного производственного процесса по серийному изготовлению совершенно нового танка, что само по себе требовало от руководителей госконцерна и ЗИМа проведения жёсткого курса на обеспечение предприятия необходимыми материальными и финансовыми ресурсами на основе построение тщательно просчитанных поэтапных графических моделей производства всех необходимых узлов и деталей будущего танка и совершенствования имеющейся заводской базы для полного соответствия технологических требований и качества всей производимой продукции, на повестку дня был вынесен другой вопрос, несколько нивелирующий ситуацию с затягиванием сроков изготовления первой серии танков и не требующий больших умственных и физических затрат мега-руководителей. Под этим я подразумеваю налаживание процесса постоянной корректировки изначально согласованного графика изготовления и передаче заказчику всех 49-ти “Оплотов”. Первый график предполагал отметить это для всех  радостное событие в конце 2013 года. Второй несколько снизил обороты, уверенно пообещав выкатить к концу года только 19 машин. Далее процесс был технично продолжен и после пары промежуточных графиков стороны остановились на последнем: декабрь 2012 года - 5 машин, август 2013 года – 15 машин, декабрь 2013 года – 15 машин, август 2014 года – 14 машин. Как мы видим сегодня, этот график выполняется с годовым отставанием, а вопрос качества и соблюдения необходимых технологических норм при изготовлении жалких копий единственного образца танка до сих пор остаётся открытым. В этом можно воочию убедиться, посчитав на калькуляторе произошедшие в течение 2013 года поломки на вышедших из “тюнингового” цеха ЗИМа изделиях, так как пальцев рук и ног для этого вам может не хватить.
Увидеть реальные подходы к выполнению “Тайского” контракта и понять, что вместо серьёзной подготовки и работы всё это - бутафория и обман, можно на примере работы генерального директора ЗИМа – Федосова, который уже целый год рулит производством “Оплотов”. Постараемся проанализировать, что же именно успел сделать сей государственный муж за это время. Начнём с того, что, проведённая в начале года его первая пиар акция об успешной поставке в Ирак БТРов потерпела полное фиаско. Самодовольно вещая о выполнении плановой отгрузки 42 бронемашин и достойном выполнении обязательств, подразумевающих в этом его личную заслугу, он был впереди планеты всей, однако после скандала с отказом в их приёмке бронемашин заказчиком и возникновения негативных последствий, вовремя почувствовал запах жареного и мгновенно нашёл крайних, обвинив их во всех смертных грехах, оставаясь при этом белым и пушистым. Его фееричекие последующие выступления в местной и центральной прессе выглядели внешне солидно: вновь назначенный директор крупнейшего предприятия "засучил рукава" и уже за первый квартал нынешнего года вывел завод из отстающих, в лидеры отрасли. Но, декларируя всё это, он лишь пытался внедрить в наше сермяжное мировоззрение красивые мысли о будущих “прибылях”, никому непонятной реструктуризации завода и налаживании производства целого ассортимента новой для ЗИМа продукции: тепловизоров, пушек, гусениц, танковой электроники, программного обеспечения и пр., уводя читающих этот бред от главного вопроса – создания первой партии “Оплотов”. Когда молчание о действительном положении дел на заводе затянулось, то появился хит этого сезона, которым, конечно и бесспорно, являются проникновенные и интригующие массы слова Федосова о предстоящем переходе от совершенно нерентабельного производства танков на прибыльное изготовления твёрдотопливных брикетов. Хотя я бы отдал предпочтение не этим весёлым новеллам, а вполне серьёзным высказываниям о получении заводом первой прибыли не от списания долгов и проводимой "реструктуризации", больше похожей на масштабирование наоборот, а от освоения и выпуска новой, не только конкурентоспособной, но и прибыльной продукции. Самое смешное, что по его разумению, проводимая  реструктуризация приведёт завод к брикетам, а брикеты – к прибыли. И круг тогда может замкнуться, а о том, что вся последняя партия “Иракских” БТРов сейчас возвращается в Одессу, а его покровители в “Укроборонпроме” лихорадочно пытаются найти выход из создавшейся ситуации, скромно умалчивают те, кому положено серьёзно ответить за принесённые многомиллионные убытки. 
Естественно, что имеются веские причины произошедшего надрыва или, вернее сказать, срыва контрактных обязательств. Они видны невооружённым глазом и, на мой взгляд, представляют собой:
-Профнепригодность руководителей.
Полное непонимание стратегии и тактики организации производства по изготовлению сложнейшего изделия – современного танка и нежелание создать полный технологический цикла производства узлов и деталей “Оплота” и его комплектующих, не только на головном предприятии - ЗиМе, но и на всех имеющихся предприятиях-смежниках, заменяя всё это более простым и доступным “хэнд - мейдом”в рамках одного цеха огромного завода. В силу этого за прошедшее время на предприятии так не было создано серийное производства танка, способное изготавливать его даже небольшими партиями в условиях  жесткой экономии материальных и финансовых ресурсов страны. За 2013 год ЗИМ, пусть из проблемного, но все еще способного производить военную продукцию завода, ранее без напряга выпускавшего по тысяче танков в год, практически превратился в один засекреченный 100-й “тюнинговый” корпус, в котором из разнообразного танкового и прочего железного хлама, который остался на заводе ещё с постсоветских времён, рабочие-универсалы “собирают” некое подобие "Оплотов" и придают им необходимую внешнюю “картинку”. Таким образом, все ранее завоёванные в ходе успешно завершённого “Пакистанского” контракта перспективные позиции стараниями Федосова и его покровителя Громова практически утрачены.
Департамент производства концерна с подачи этих горе-бизнесменов-руководителей бестолково смешал все заказы на ЗИМе (“Оплот”, “БТР-4”, “МТО Китай и Пакистан”, “запчасти для военной техники”) без должного администрирования, на неподготовленной и явно для этого недостаточной оставшейся производственной базе. Нельзя сказать, что ранее всё было гладко, но руководители отрасли были серьёзным образом настроены на выполнение стоящих задач, а заводом управляли люди, выросшие на ЗИМе, сделавшие там успешную карьеру и профессионально состоявшиеся, понимающие все тонкости производства и стремящиеся качественно выполнять доверенную им работу.
Планированием производства так никто и не занялся, не были разработаны, и, естественно, не внедрены календарные графики финансирования, снабжения материально-техническими ресурсами, налаживания производства собственных и приобретения недостающих узлов и деталей будущего танка. Вместо привлечения и закрепления на заводе квалифицированных кадров, Федосов, при одобрении Громова  уволил около 1500 рабочих и ИТР (из 4-х тысяч работающих на ЗИМе на момент его назначения ГД), а остальных полностью лишил мотивации к работе и стабильному решению производственных задач дебильными, противоречивыми приказами и указаниями, а также своим хамским отношением к людям. Графики отгрузок не имели под собой обоснованных сроков изготовления деталей и узлов "Оплота" и последующей его сборки с учётом соблюдения технологии. Федосов не зря укомплектовал весь штат руководителей производства и инженерной службы людьми некомпетентными и далёкими от решения стоящих задач. Сейчас для Федосова, плотно сидящего одновременно на двух руководящих креслах (на заводе и концерне) главное – это готовность подчинённых по мановению его пухлой руки рыть там, где не роется и целовать туда, куда не целуется...

Продолжу после Новогодних праздников. Хочется надеяться на то, что в следующем году, все от кого это зависит, категорически не выполняли старую поговорку, часто используемую автомобилистами (она, обязательно должна  распространяется не только на них) – ДДД (Дай Дураку Дорогу)! Тогда и жить всем нам станет легче и намного содержательней.
Всех, кто понял, о чём я сказал – С НОВЫМ ГОДОМ!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий