среда, 29 января 2014 г.

О пользе антракта и неизбежном крахе контракта. Третья часть. “Укроборонпром” – ноктюрн Шопена до-диез минор…


Что же, на мой взгляд, сопутствовало такому предвиденному развитию событий в контрактной работе с зарубежными заказчиками и партнёрами? 
Одна из основных причин - переформатирование целой отрасли “оборонки”, ранее достаточно успешно, справлявшейся со всеми своими ответственными и многочисленными функциями и превращение её хорошо налаженной производственной структуры в некое подобие злобного монстра, который по какому-то строго индивидуальному и бессистемному плану уничтожает это самое производство, несмотря на то, что необходимо выполнять свои обязательства по ранее заключённым межгосударственным контрактам. Чтобы пояснить сказанное немного повторюсь и напомню основные вехи создания и кипучей деятельности этого мертворожденного “дитяти”.
О реформе ОПК в Украине заговорили с момента выхода в свет в 2002 году президентского указа относительно необходимости серьёзной структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса. Следом появились две государственные программы реформирования и развития оборонной промышленности, выполнение последней из которых рассчитано до конца 2013 года, хотя, глядя на календарь, становится ясным, что ни одна из них до сих пор не исполнена, и в ближайшей перспективе реализована не будет. Поэтому о мифических реформах в оборонно-промышленном комплексе страны могут рассуждать только люди малокомпетентные и плохо информированные обо всём происходящем в недрах государственного концерна “Укроборонпром”, так стремительно созданном для выполнения грандиозных задач возрождения “оборонки”. Свою лебединую песню “Укроборонпром” начал в декабре 2010 года, когда было принято постановление Кабинета министров № 1221, которое предусматривало включение в состав вновь созданного государственного концерна более 120 предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, фактически всё то, что, так или иначе, имело к ней отношение. Сейчас можно предположить, что проведённые масштабные мероприятия в данном направлении - всего лишь неудачная попытка смягчить последствия административной реформы, в результате которой было ликвидировано Министерство промышленной политики, которое предметно осуществляло очень важную функцию по управлению государственными активами в оборонном комплексе страны. Найдутся, конечно, и те, кто с ненавистью будут бросать камни в сторону ликвидированного министерства. Но я не буду анализировать весь комплекс имеющихся у “Укроборонпрома” проблем, так как изначально мной выбрано достаточно узкое направление его деятельности – создание и реализации перспективных проектов в бронетанковой отрасли. Именно поэтому мной была достаточно подробно описана чёткой и слаженной работа всех звеньев цепи “Министерство-производство” при реализации “Пакистанского ”контракта, который не только принёс многомиллионные поступления в бюджет страны, но и вывел нашу страну в один ряд c мировыми лидерами в танкостроении, создав ей заслуженный имидж производителя современной бронетехники и надёжного партнёра. Как это ни печально, но по прошествии более трёх лет с момента создания “Укроборонпрома” состояние дел в этой сфере не только не улучшилось, а стало просто катастрофическим, о чём может наглядно свидетельствовать полностью проваленный “Иракский” контракт и крайне неудачные потуги нынешнего руководства концерна и ЗИМа вытянуть “Тайский” контракт из пучины его явного фиаско без надвигающегося международного скандала . 
Думаю, что не последнюю роль в таком положении дел сыграла крайне недальновидная кадровая политика, можно даже сказать полная чехарда с назначением и увольнением руководителей созданного госконцерна. За три года его существования пост генерального директора занял уже третий руководитель. При этом замечу, что каждый из них, ранее никогда не имел дело с управлением предприятиями ОПК и видел боевой танк только издали, в “цейсовскую” оптику во время презентаций на заморских выставках или показах на полигоне, а забираться внутрь сильно стеснялся, боясь замазать дорогой и хорошо сшитый заграничный костюм. Есть и другие примеры: так в период существования Минпромполитики генеральный директор ЗИМа Малюк Г.В. одновременно являясь заместителем министра машиностроения, активно лоббируя интересы не только завода, а и всего танкостроительного направления отрасли, тщательно вникал во все производственные вопросы, не чураясь и “черновой” работы. Кратко напомню о том, что успел сделать этот руководитель за четыре с половиной года своей работы: под его непосредственным руководством был полностью и в срок выполнен не только “Пакистанский” контракт, а также сложный контракт с Египтом по модернизация 450-ти БТР-50 и 60-ти зенитных установок “Шилка”. Он принимал активное участие в осуществлении пакистано-китайского танкового проект “Al-Halid”, выполнении заказа Иордании по модернизации 50-ти БТР-94 и переделке танков Centurion в тяжелую БМП). Активно велись переговоры о поставке в Турцию тысячи танков на сумму 4 млрд. долларов США. И всё это сделал человек, который, как и нынешние руководители - бонзы, отвечающие за этот участок работы, не являлся специалистом в танкостроении. Их заслуги тоже на виду – полностью сорванный “Иракский” и находящийся на грани срыва “Тайский” контракты. Позитив наблюдается в работе только нескольких крупных предприятий концерна, среди которых можно назвать: ГП НПК “Зоря”-“Машпроект”, ГП “ХМЗ“ФЭД” и др., но, если быть объективным, то нужно признать, что они и ранее до прихода Громова были прибыльными, а убивать курицу, несущую золотые яйца он, видимо, пока не решился, хотя определённые тенденции в этом направлении уже намечаются. Что касается массы других (назовём их менее успешными) предприятий концерна, то скажу следующее: разные бывали времена в их нелёгкой судьбе, но таких лихих как сейчас, даже в страшном сне сложно себе представить. Не подумайте только, что все те, кому положено за этим следить, спокойно наблюдали за происходящим и никто не предпринимал никаких попыток активно и позитивно влиять на создавшуюся ситуацию в “оборонке”. В октябре прошлого года в Киеве состоялось совещание, инициированное комитетом Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, на которое были приглашены руководители концерна "Укроборонпром" и ГП "Завод им. Малышева". В ходе совещания присутствующие народные депутаты громогласно и настойчиво стали критиковать некие" правительственные структуры", которые, по их мнению, не выполнили ранее данных поручений президента и премьер-министра в вопросах “повышения эффективности функционирования и организации управления оборонными отраслями промышленности”. При этом, похоже, они упустили из виду, что именно для этого по указу президента и было специально создано некоторое новое управленческое образование в оборонно-промышленном комплексе, несущее полную ответственность за критическое состояние внешнеэкономических контрактов, массовый обвал производства предприятий оборонки, невыплату зарплат и тому подобных “мелочей”. Еще больше порадовало последовавшее за “разбором полётов” обращение депутатов к Премьер-министру, в котором было прямо указано, что на предприятиях государственного концерна (!) “Укроборонпром” фактически “вымыты” оборотные средства. Остаётся только пожалеть о том, что, что представители высшего законодательного органа страны не удосужились на месте спросить у главного “закопёрщика” новых методик управления достаточно масштабным оборонным производством - пана Громова: куда же делись эти самые оборотные средства? В каком ближнем или дальнем космосе они внезапно материализовались, на радость жителям других менее богатых ресурсами планет? Ведь можно было бы шутейно спросить его почему, например, для закупки простейших канцелярских принадлежностей или, пардон, туалетной бумаги для предприятия этот вопрос необходимо месяцами согласовывать с аппаратом концерна? Или почему сфера госзакупок (о её особенностях – чуть ниже), крайне важная для каждого работающего предприятия, превратилась в весьма доходный бизнес для чиновников “Укроборонпрома”? Почему необходимые на производстве комплектующие необходимо закупать исключительно у компаний и фирм, настойчиво рекомендуемых “ответственными специалистами” концерна в качестве наиболее достойных и безальтернативных? 
На фоне постоянно публикуемых на сайте и в прессе победных реляций "Укроборонпрома" об улучшении показателей работы предприятий концерна, в том числе, якобы имеющих место достижений в экспорте выпускаемой продукции, информация о катастрофической ситуации по выполнению ряда внешнеэкономических контрактов, обнародованная в ходе упомянутого выше совещания вызывает явное недоумение. Если всё так хорошо у Громова, то, наверное, не стоит нашему правительству давать государственные гарантии успешно работающему концерну для финансирования экспортных поставок? Более того, наверное, нет необходимости и в оказании предприятиям оборонной отрасли финансовой помощи, которую постоянно клянчит Громов в Кабмине? А аппетиты у него поверьте, серьёзно растут: "Укроборонпром" в прошлом году потребовал предоставление таких гарантий на сумму почти в два (!) миллиарда гривен, а сейчас речь идёт о выделении концерну уже 10 млрд. гривен из бюджета под государственную целевую программу реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, концепция которой была одобрена Правительством в начале 2014 года. Конечно же, в нашей богатой стране не принято мелочиться и вспоминать о каких-то недостойных внимания вещах, как, например, скандальной ситуации с поставкой БТРов в Ирак и возможных серьёзных экономических санкциях для страны, которую создали Громов и Ко. Очень жаль, что до сих пор никто не разобрался и в том, кто получает роялти за использование марки брони для изготовления этих БТРов. Ведь возможно, что этих средств вполне хватило бы для ликвидации возникших трещин в броне или замену большей части дефектных корпусов, выявленных и возвращённых нам иракцами. Обязательно нужно поинтересоваться у компетентных в этом “скользком” вопросе чиновников концерна о суммах комиссионных, выплаченных спецэкспортерам и об “удачно” проведённом маркетинге, на который списаны миллионы народных средств, вместо того, чтобы влить их не только в качественное производство бронетехники, но и в оздоровление ситуации на выполняющих контракты предприятиях. Впереди нас ждёт развитие ситуации с “Тайским” контрактом, по которому интересных вопросов будет не меньше. Задавать подобные вопросы можно до бесконечности, был бы в этом хоть маломальский прок. Может быть те, кто так нерешительно пытается разобраться, не там ищут? Ведь очевидно то, что для начала необходимо понять, какая все-таки роль в этой далеко не оптимистической трагедии отводится так “успешно” управляющему концерном “Укроборонпром” коммерсанту Громову? Хотя и это может быть понятно: ведь имущество предприятий ОПК - лакомый кусок еще до конца не разворованной государственной собственности и вполне вероятно, что начатое и так настойчиво проводимое им реформирование отрасли пойдет по ранее продуманному, согласованному и накатанному пути: тотальной распродаже имущественных комплексов и выводу из-под государственного контроля наиболее привлекательных активов. Попутно замечу, что не более полутора десятков предприятий, вошедших в концерн после его создания, фактически приносят более 80%прибыли и именно на них в первую очередь будет сосредоточены усилия стоящих в готовности “прихватизаторов”. А весь оставшийся балласт тоже не должен остаться без внимания. Он будет успешно превращен из пассивов в активы за счет средств украинских налогоплательщиков путем погашения долгов из госбюджета. Вот так государственные предприятия, которые должны наполнять бюджет, на деле его активно расхищают и безнаказанно уничтожают. 
В июне 2012 года был принят и подписан президентом закон, который касался нераспространения положений другого закона - “О проведении государственных закупок” на закупки товаров, работ и услуг, которые осуществляются предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Против этого закона возражали Минфин, и Минэкономразвития, которые даже после его принятия парламентом, рекомендовали наложить на него вето. Их позиция понятна - из-под контроля государства выводятся серьезные финансовые и материальные ресурсы, исчезает открытость и прозрачность всех процедур закупок, полностью устраняется добросовестная конкуренция среди участников, не говоря уже об экономии и эффективности использования бюджетных средств. Однако, несмотря на имеющиеся возражения, он был подписан и вступил в силу. Здесь необходимо отметить ещё один нюанс производственной сферы “Укроборонпрома”, чьи основные показатели выпуска продукции в первую очередь зависят вовсе не от производства военной техники и вооружений, а от выпуска продукции невоенного назначения. Поэтому не стоит говорить, о том, что отмена публичных торгов на закупку комплектующих и материалов военного назначения для предприятий оборонно-промышленного комплекса позитивно сказалась на производстве вооружений. Предприятия концерна, о некоторых из которых я упомянул выше, имея долгосрочные контракты и налаженное производство, действуя в своих интересах, активно пользуются этим законом. Но это касается, как я уже сказал, прибыльных предприятий. В отличие от них та же бронетанковое производство в ОПК никогда не было убыточным, но и прямой прибыли государству не приносило, так как изначально работало в первую очередь на свои Вооружённые силы и “оборонку”, а уже потом – “на заграницу”. Теперь же единолично Федосов, как первый и единственный командир дивизии дивизионов танкостроения страны единолично решает что, у кого, сколько и за сколько купить, при этом соблюдая собственные, а отнюдь не государственные интересы и нанося вместе со своими “коллегами” по цеху немалый ущерб нашей экономике и обороноспособности. Сомневаюсь, что кто-либо из тех, кто лоббировал этот закон, посчитал, какие потери понесет бюджет, выводя из-под налаженного контроля Министерства промышленной политики и Кабинета министров целую отрасль экономики Украины, прикрываясь при этом сомнительным предлогом заботы об обеспечении национальной безопасности и обороны. 
Почему же так неэффективна деятельность управленцев, работающих в концерне? Думаю потому, что основные управленческие решения всех его руководителей направлены в основном на установление контроля над предприятиями, которые находятся в хорошем финансово-экономическом положении и приносят реальную прибыль. И связано это отнюдь не с реформой оборонно-промышленного комплекса, ведь в уставе концерна “Укроборонпром” указано, что его уставный капитал формируется за счет средств госбюджета, имущества его участников, других источников, не запрещенных законодательством. С момента внедрения в его ряды Громова и его клонов-управленцев, эта славная компания осознала, что, кроме коррекции производственных процессов на прибыльных предприятиях им придется по полной программе выгребать всё дерьмо, доставшееся им в виде проблемных, находящихся в состоянии кризиса государственных предприятий, отвечать за невыплату зарплат, гасить кредиты. Поэтому никто 
не захотел пачкаться, продуманно отделив “верных”, от которых при налаженных схемах работы можно иметь и личный интерес от ”неверных”, подлежащих умерщвлению. При этом была придумана сказочка про некую реструктуризацию включённых в список на уничтожение предприятий, хотя ни о каком оздоровлении “балласта” речь изначально не шла, как, впрочем, и о декларируемом на каждом шагу повышении эффективности управления всеми без исключения предприятиями концерна, совершенно не заботясь о том, что это предприятия из стратегического списка, призванные суммарно обеспечивать обороноспособность страны. Вот так было принято решение о превращении ЗИМа в некое подобие автомастерской или СТО и приглашён исполнитель этого проекта, всем нам известный танкист – Федосов. 
Ненадолго прервусь, хочу хоть одним глазком посмотреть, как выгрузят и будут реанимировать федосовскую продукцию в Таиланде, а заодно и отдохну в этой экзотической стране. А командиру дивизии дивизионов отдых не положен, ведь до марта нужно слепить хотя бы из пластилина ещё пять танков. Дерзай, Федосов, дерзай!

1 комментарий:

  1. Во первых Федос не стал сразу гоношиться , а присел ненадолго , да подумал как ему дальше жить поживать и добра наживать. Портретик то Грома-князюшки он для себя еще раньше нарисовал и понял что ему надобно от стрельчины опытной в проказах разных. Однак штоп разрушать да втихаря воровать при этом особо уменье надобно - вовремя появиться перед светлы очи князя впасть на колена , да влить в розовы уши сороколетнего отрока величавого мыслишки свои об успехах небывалых на посту своем важнецком. При сем славословии великом надобно понять правильно ли понял он предназначенье свое в деле энтом трудном, но доходном. А то развалит что доверено а потом в темницу сыру попадет надолго , да нажитого тяжким стяжаньем мущество опричники государевы отнимут безвозвратно. Рыскнул Федос поначалу для пониманья такого и почал лихо крушить все што под руку ему попадалось, до полного изнеможенья организму. Но заводище то агромадный был и устал через время малое стрелец отчаяный. А тут и народ роптать почал да на поклоны к ему ходить повадилися да бить челом штоп повременил разрушенья свои делать а замест того быстроходы для страны дальней сбирать , за якие уже давно и сплачено деньгой заморской. Тута мысль к ему и пришла как от энтих
    ходоков наивных избавица да продолжать начатое коварство и разгул до полного разрушения доверенного ему имущества государственого , ратного. Почал он расчищать тылы от неугодных и так лихо, что четверть их всего то и осталося, да и тех в черном теле держал оставив без довольствия да провиянту для жизни необходимаго. Так и смирил всех крикунов горластых ,угомонив их от смуты великой. Апосля объехал владения на быстроходе заграничном и убедил себя в том , что успел мало вреда принести и одному ему тяжко будет справица и Гром-князя неподвести. Задумал Федосушко привлечь в помошники себе людей верных со способностями , штоп значит ему помогали в делах скорбных. За имя дело не стало , давно он виды имел на людей на него похожих в делании пакастей разных да в уме про них держал. Так вот и появилися у него как у Черноморскога дятьки тридцать три богатыря помошника значитца. Самы трудолюбивы , верны да до дела охочи были с них: страшный орк за имям О-Ци (може китайский мандулин?), Степан-Душка-Потемки с коим ране не один пуд сахарку , да песочку что потяжельше будет , на севрисе скороходных быстроходов имели прибился и Елдакш с энжэнэров местных, тож хороший умелец в делах похоронных. А для того, штоп деньгам счет весть и делить и как ему думается с Кропом и богатырями своими , позвал Лиса –хитрована , который не один курятник по беспределу разорил ,набегами из лесу государеву. Вот тута и пошло-поехало как по писаному. О-ци так рьяно за дело взялся ,то за им замест крепких работных изб бесжизнена пустыня стелится почала на коей остовы труб печных чернели сажею . Степанушку ввиду его смекалки в железяках и разных направили быстроходы делать для страны заграничной, коя уже в возмущении была оттого что обманули их сильно. Там он и лепил с чего под руку попало быстроходы эти самые днями да ночами о чем Федосушко рьяно и споро князю докладывал лепетом нежным кой тому дюже ндравился. Лис тем временем тоже в поте лица трудился , денежки от воровства лютого под оком стрельца распределяя и себя не забывая при том. Елдакш тож старался , что прикажут делал не за спрос не отвечая и не перебивая речей да приказов умных. Вот так и почался у них лад , а для заводища -смрад.
    Продолжение следует.

    ОтветитьУдалить