вторник, 17 сентября 2013 г.

Часть 4

Начинаю очередную часть как всегда с серьёзных вопросов, имеющих самое прямое отношение к явной проблематичности качественного выполнения в срок, “тайского” контракта, если, судя по происходящим событиям, речь вообще может идти о его завершении в ближайшие пятнадцать - двадцать лет. Известно, что практически в любом техническом ВУЗе на первых двух курсах преподают дисциплину “Организация производства”. Многим из студентов-недорослей она кажется совершенно ненужной и не имеющей прикладной потребности в последующей трудовой деятельности молодого специалиста. Не спорю, что если после окончания скажем МВТУ, ИНЖЭКОНа , или того же ХАИ, юное дарование, обременённое добытыми в ходе учёбы нешуточными знаниями, устраивается на работу официантом или менеджером по туризму, может она и без надобности, но в нашем случае, без твёрдого знания основ этой дисциплины не обойтись. Объясню почему. Именно знания этой скучной дисциплины существенно расширяют общетехнический кругозор и дают правильное понимание организации технологического процесса любой сложности и направленности. Какое это имеет отношение к “тайскому” контракту, спросите вы, да самое непосредственное, отвечу я. И вот почему. Каждый руководитель, назначенный на крупное предприятие (в нашем случае – ЗИМ), должен чётко понимать приоритетность задач стоящих перед ним и, соответственно, крупным оборонным машиностроительным заводом. В соответствии с этим выбирается или корректируется тип производства – комплекс технических, организационных и экономических особенностей, которые обусловлены его специализацией, объёмом и повторяемостью выпуска продукции. При этом классически различают три его типа: единичное, серийное и массовое. Кратко коснёмся каждого из них, чтобы были видны и понятны ошибки первых лиц ЗИМа в правильном выборе и построении дальнейшей стратегии и тактики действий в организации производства “Оплотов” для армии Таиланда.
Для единичного типа производства характерно следующее: Изделия выпускаются штучно, повторяемость выпуска продукции нерегулярна, производимые работы имеют разнообразный характер, отсутствует закрепление за рабочими местами определённых операций. Работы выполняются на универсальном оборудовании без специальной оснастки, при этом сохраняется большая доля ручных работ, что удлиняет производственный цикл. При этом львиная доля выпускаемой продукции приходится на долю рабочих-универсалов высокой квалификации. Существенными недостаткам этого типа являются высокая себестоимость выпускаемой продукции и большие потери рабочего времени.
Серийный тип производства характеризуется постоянством выпуска довольно большой номенклатуры изделий. Их запуск в производство осуществляется определёнными партиями при устойчивом чередовании их во времени. Это позволяет организовать ритмичный выпуск продукции, унификацию продукции и технологии. Рабочие места и оборудование частично специализированы. Процесс труда отличается повторяемостью и постоянством структуры. Характерными параметрами производства являются уменьшение трудоемкости, материалоемкости и себестоимости. В зависимости от размера партий изделия различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство.
И, наконец, массовый тип производства характеризуется постоянным и непрерывным выпуском ограниченной номенклатуры продукции. Характерными его особенностями являются: узкая специализация рабочих мест и сокращение объема ручного труда; структура процесса труда постоянна, значительно увеличен удельный вес специализированного оборудования, механизированных и автоматизированных процессов. Является наиболее экономичным типом производства, для которого характерны высокая производительность труда, полная загрузка оборудования, эффективное применение имеющихся производственных мощностей и использования всех имеющихся ресурсов. 
Прослушав краткий курс ликбеза, каждый из читающих эти сроки может чётко определить, что в настоящее время для производства контрактных “Оплотов” используется первый, “единичный” тип производства. К слову сказать, при выполнении заводом “пакистанского” контракта в нелёгких условиях, в короткое время, было налажено полноценное серийное производство боевых машин. Сейчас можно с уверенностью назвать главную ошибку двух генеральных директоров ЗИМа - Белова и Федосова, которые не смогли (или не захотели?) наладить серийное производство и пошли по наиболее лёгкому пути: сделали выбор при реализации “тайского” контракта в пользу единичного производства и тупо следуют по этому, явно ошибочному пути. Об ошибках при дальнейших действиях этих руководителей при организации самого производства поговорим в следующей части, а пока, поучив уму – разуму не только ГД, но и всё остальное, набранное по случайному алгоритму, руководство предприятия –  пока несостоявшегося лидера национального танкостроения, перейдём к заводским новостям.
 К большому сожалению, они напоминают полные трагизма новости первого, самого тяжёлого периода ВОВ, когда диктор Левитан, своим хорошо поставленным голосом, с глубоко трагичными нотками, сообщал населению горькую правду о поражениях наших войск и захвате территории страны противником.
Но я начну с явного позитива: заработал сборочный, 130-й цех завода, причём по-военному круглосуточно. Да и как иначе, ввиду полного отсутствия конвейерной сборки новейшего отечественного танка, все необходимые технологические процессы приходится осуществлять при помощи кувалд, напильников и набора разномастных ключей оставшимися в наличии после кадровых “чисток” рабочими-универсалами, насильно собранными со всех цехов завода злой волей его ГД. Естественно, что это потребовало существенного увеличения затрат рабочего времени на каждую единицу из многих десятков тысяч деталей и узлов будущего “Оплота”. Но это не это важно для Федосова, им движет желание любой ценой как можно быстрее изготовить подобие пяти танков и доложить об этом начальству. Для устранения возможных непредвиденных помех при этом и беспрекословного выполнений любых его распоряжений в это смутное время, ему крайне важен преданный персонал на всех ключевых заводских должностях. Думаю, что именно поэтому в настоящее время активно проводится работа по увольнению начальника ключевого 130 цеха. А чтобы будущий новый руководитель - профессионал привыкал к производству, его назначили заместителем начальника цеха. Вот так, в одночасье, бывший водитель легко может возглавить один из важнейших цехов завода. Детально продумал ГД и вопрос предотвращения утечки информации о действительном положении дел в ручной, полукустарной технологии изготовления узлов и деталей для последующей сборки танков. Было применено очередное, выдуманное им “ноу-хау” под кодовым названием “страшная военная тайна”. Используя его, Федосов закрыл доступ в сборочный цех многим из тех, кто непосредственно должен участвовать в ручной трансформации Т-80 в “Оплот”. Не повезло и сотрудникам “Укроборонпрома”, прямо или косвенно имеющим отношение к контракту, исключение сделано только для главного босса – Громова, которого, по слухам, Федосов тоже не особо жалует во время его нечастых приездов на завод и не балует экскурсиями по производству. Видимо, чтобы не разбаловался и не наделал глупостей. Теперь всем этим “лишенцам”, можно уверенно написать в резюме: “Военную тайну хранить умеет, так как её не знает”. Вот тебе и Vadim 115f, учитесь, салаги! Пожалуй, что с позитивом – всё. Переходим, мягко говоря, к далеко не позитивным новостям. Подтвердилась информация о “вывозах” на полигон двух собранных в страшных судорогах макетах танков (пока стесняюсь называть их “Оплотами”) и попытке провести там их полевые испытания. Должен сказать всей массе непосвящённых, что обе боевые машины, даже на первый взгляд, не являются близнецами, как те 35 тысяч танков Т-34, изготовленных в минимальные сроки оборонными предприятиями СССР в годы войны. Каждый из них строго индивидуален и только внешне как будто похож на собрата. Причина - в ручной сборке, о которой я писал ранее. Каждый (!) танк собирается вручную из имеющихся в наличии частей и деталей пяти Т-80, которые имелись на заводе на момент подписания контракта с Таиландом. Собранные таким простым, но крайне неэффективным способом Оплот №1 и его несчастный брат, съехали с трейлера на пропитанную соляркой и маслами земельку полигона в Башкировке и приступили к испытаниям. Длились они, к сожалению, недолго по причине очень быстрого разрушения трансмиссии и возникших неполадок в двигателях полублизнецов. Естественно, что их быстренько погрузили обратно на трейлер, доставили на завод и попытались понять причину поломок. Для этого их разобрали-посмотрели-собрали и начали проводить ходовые испытания уже на территории предприятия. Выглядело это, по словам пока еще присутствующих на предприятии заводчан и данных космической разведки, следующим образом. После выезда из цеха, танк уверенно двигался по прямой, практически неслышно шелестя изготовленными под руководством Федосова магнумовскими гусеницами с бошевскими катками, а экипаж машины боевой строго поглядывал в цейсовские визиры на мелькающие заводские цеха (об освоении производства на ЗИМе всей этой комплектации ранее сообщали в СМИ со ссылкой на Федосова). Но, потребовалось сделать манев и идиллия исчезла (испарилась), а танк замер. Вокруг подбитого танка сразу образовался плотный круг из пока сохранившихся лучших специалистов завода, которые вступили в неспешный диалог с прибывшими руководителями и попытались им растолковать возможные причины поломки. После этого танк доставили обратно в сборочный цех и приступили к очередной его разборке-сборке для устранения неисправностей. Впоследствии оказалось, что для того, чтобы сделать обычный поворот, необходимо остановить танк, произвести необходимые манипуляции с рулевой арматурой и только после этого продолжить движение в выбранном направлении. Пытаясь исправить это вопиющее ходовое недоразумение, механик-водитель попытался применить силу к нежной рулевой начинке изделия, что-то неправильно нажал и сжёг сцепление – “автомат”, которое в современном танке должно быть не хуже, и гораздо надёжнее, чем в приличном внедорожнике. А что можно ожидать от железок, если детали трансмиссии изготовлены и собраны с грубейшими нарушениями технологии, без нормального технологичного закаливания и необходимой финишной обработки всех её составляющих. Руководителем производства тогда был заместитель-универсал Оцел, который лично давал команды делать детали быстро, полностью игнорируя технологию. Да и какая технология, например, предусмотренная термическая обработка, если с начала года нет природного газа? Топливные брикеты, о которых в интервью рассказывает Федосов, хороши для печки на даче, а в производстве нужно использовать только то, что предписано технологией.
Но не так прост Федосов, я бы даже сказал, что в решении некоторых вопросов он просто гениален. К следующим полевым испытаниям со стрельбой (время то не ждёт) он вместо одного, вновь собранного и нормально подготовленного танка опять выставил два полуфабриката. Ну кому бы пришло в голову такая великолепная идея, кроме нашего уже всеми признанного гения? Повезли их на полигон в Башкировку, естественно в пятницу 13-го, крупно имея в виду весь комплекс имеющихся в наличии дремучих примет. Не остановило соискателей и то, что по прибытии на место один из недоделанных близнецов не смог съехать с трейлера и перевернулся. Злобно игнорируя неплохое начало процесса, оба железных коня выдвинулись на поле брани и начали активно выполнять программу испытаний. Лучше всего у них выходило, уже отработанное на заводе движение по прямой и незначительные повороты в одну из сторон света. Мощно развернуться в движении, показав крутой норов тяжелой бронированной машины, как то совсем не получалось. Тем более, что зрительный зал был пуст из соображений секретности, а одинокий фотограф, снимающий прямолинейные, жутко задымлённые передвижения танков, был не в счёт. После такого разогрева, экипажам было велено приступить к стрельбам. Рисковали, конечно, но другого выхода не было: отснятый материал о “зачётной” езде и стрельбе необходимо было приложить к докладу руководству, которое уже наметило разместить в прессе информацию о продолжающем иметь место танковом надрыве, пардон прорыве. Стрельбы, как и проверка ходовых качеств полуфабрикатов, прошли, скажу, прямо чудесненько. Ввиду отсутствия в башне приборов наведения пришлось проявить смекалку. Помните, как в приключенческих фильмах, пропахшие ромом и кровью пираты наводили свои корабельные пушки на потенциальную жертву? Этот нехитрый способ прицеливания - прямой наводкой с визуальным контактом мишени через ствол и был использован при стрельбе на полигоне. Не подкачали и пушки, которые были изготовлены в постсоветские времена для Т-80, по полному технологическому циклу: их не разорвало зарядом, да и башню не оторвало во время выстрела. Куда полетели выпущенные твёрдой рукой заводчанина снаряды, история умалчивает, но в интервью Громова для СМИ говорится о полной победе нашего оружия - все цели были уверенно поражены из штатных пулемётов и пушек, установленных на танках. Вот, что делает простая, но слепая вера в доклады подчинённых о своих несуществующих успехах.
Подождём и мы следующих попыток тестирования возможностей собранного таким способом танка, тем более, что весьма серьёзные обстоятельства, о которых я напишу позже, торопят ситуацию, с его испытаниями. 
Добавлю несколько неприятных слов и о работе над важнейшей составляющей современного танка – его башней. Если в природе современного гомо сапиенса “башня” порой не является важным элементом жизнедеятельности индивида, и некоторые её используют лишь для того, чтобы в неё есть, то в танке она - один из важнейших элементов его конструкции, где сосредоточены все нити его управления и боевого применения. Что же представляют собой на сегодняшний день башни пяти будущих “Оплотов”? Не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что на начало подписания тайского контракта на ЗиМе имелась одна единственная башня, пригодная для установки на “Оплот”, после соответствующих и весьма существенных переделок. Эта башня осталась после уже неоднократно упомянутого мной “пакистанского” контракта и сборки последних десяти танков Т-84 в 2002году. В настоящее время на ЗиМе, в отличие от предыдущего контракта, попросту отсутствует серийное производства башни “Оплота”, так как предыдущими и пока настоящим ГД для этого не было создано совершенно никаких предпосылок: полностью отсутствуют технологическая документация, специализированные инструменты, соответствующая оснастка. Сегодня на заводе существует только единственная технология – “хенд-мейд”, когда башни танка делаются по единственно возможному методу - бутафорскому. Листы тонкостенного металла (ни о каком бронелисте речь вообще не идет) режутся и свариваются таким образом, чтобы создать абрис единственной башни “Оплота”, реально существующей на ХКБМ. Естественно, что никакой необходимой защитой и прочностью конструкции такая башня не обладает. С таким же успехом можно было изготовить башню в столярном цехе завода, усилив её топливными брикетами из древесной стружки, выпуск которых на ЗИМе собирается организовать Федосов. Для южных стран этот вариант можно исполнять в виде дуршлага, просверлив в башне несколько тысяч дырок, через которые экипаж мог получать свежую порцию прохлады, двигаясь на позиции. Понятно, что в реальном бою жизнь любого, даже очень крутого танка недолговечна и составляет примерно от трёх до десяти минут, но зачем же от вольного сокращать её до нескольких секунд, после попадания в него заряда обычного ружейного патрона для охоты на зайца? Вот так и получается, что на пять танков, которые в настоящее время под звуки шаманского бубна Оцела и реперского речитатива Степанова собираются в совершенно секретном 130 цеху завода, пока имеется только одна более или менее нормальная башня. Может задумка недоумков и состоит в том, чтобы башни были съёмные и в зависимости от складывающейся ситуации экипажу можно было бы в ходе боя переставлять их вручную с одного танка на другой, дезинформируя противника этими необъяснимыми действиями?
Как известно беда никогда не приходит одна. Это я тому, что к нам в очередной раз приехали эти назойливые тайцы Похоже, что их не устроили те шоу, которые при минимуме затрат и максимуме яркой зрелищности и показушности устраивал для них Федосов. Воины экзотической страны тогда впервые увидели наяву давно обещанный им танк, напоминающий зелёное чудо-юдо из сказок, которое двигалось, как раненый в задницу носорог и издавало громкие тревожащие здоровую психику звуки, при этом сдабривая воздух клубами густого черного, отравленного солярными миазмами, дыма. Но на этот раз нам не повезло: вместе с ожидаемыми представителями командного и технического состава бронетанковых сил Королевства, прибыла и группа курсантов-танкистов для обучения, практического вождения и стрельб на пяти “Оплотах”. Ситуация напоминает мне сюжет анекдота, когда любящий муж раньше времени приезжает из командировки… В данном же случае это совсем не смешно и хохотать над выросшими у Федосова рогами никто не будет, их просто с великим  удовольствием спилит высококвалифицированный слесарь-универсал из 130 цеха, после чего пришедший палач в красной косоворотке ловко и профессионально смахнёт ставшую уже ненужной руководству концерна покаянную головушку ГД, оставив себе на память фирменные кроссовки и футболку, в которых он рассекал по родному предприятию и был пойман. 
Обижаться на мои шутки не надо, любому человеку свойственно иногда ошибаться. В таком случае имеется беспристрастный судья, который нас рассудит: факт наличия хотя бы одного полноценного, полностью комплектного, готового не к камерному показу, а реальному бою танка "Оплот".
Федосов, ответь: ГДЕ ТАНК?

5 комментариев:

  1. Молчание-золото, но не настолько.Vadimy115f пора ответить на вопрос: не где танк, а где танки, Пять танков Оплот, которые,по информации заводчан в конце месяца приедут принимать тайцы.Может стоит подарить им фото в красивой рамочке с последних испытаний танка и отправить домой? Или Федосов надеется, что все закончится по военному просто: наградят неучаствующих, накажут невиновных? Нет, не удастся смыть позор страны голубой кровью Вадима Евгеньевича, она ему еще понадобится для других великих дел!

    ОтветитьУдалить
  2. шо ж вы так убиваетесь?.. вы ж так не убьетесь..
    но очень хочется вам в этом помочь..))

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно когда вы сей опус писали вы потолок сильно заплевали? Потому что такую херню написать нужно ещё постараться, только человек который никогда не сидел в танке и не понимает что оно такое может в это поверить. Тем более что на этом "секретном" выезде с "одним" фотографом как то присутсвовало несколька съёмочных груп от разных телеканало и видео этих покатушек есть в сети. сказал тьфу на вас, но не зачем на вас и так с потолка капает...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марек,сбрось ссылки. где можно посмотреть танк в движении.Пока видел только фото на сайте "Укроборонпрома".Почему у тебя танк среднего рода? Может узнал что-то новое о его конструктивных особенностях? Поделись, это интересно! А в Яшку- подлеца зря не плюнул.

      Удалить
    2. https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=f_pZOxYVpYM

      Удалить