четверг, 12 сентября 2013 г.

Часть 3



Хотел выложить в блоге очередную часть, касающуюся нашей главной темы - выполнения ЗИМом “тайского” контракта, но прочитав на сайте “Вестей” интервью с бывшим генеральным конструктором-начальником КП ХКБМ им. Морозова М.Д. Борисюком и заметку о новом повороте в судьбе последней партии БТРов, поставляемых в Ирак (о которой упоминалось в комментариях к первой части “Танкового надрыва…”), решил ознакомить вас с этими двумя крайне любопытными новостями.
Начну с последней.
"Харьковские БТРы стали заложниками в Индии
Суд арестовал судно, на котором перевозили боевые машины, из-за срывов поставки металла"
 Среда, 11/09/2013
Харьковские бронетранспортеры, которые полгода назад должны были стать на вооружение в Иракскую армию, стали арестантами в Индии. Цена возврата их в Украину или в Багдад — полмиллиона долларов.
Международный контракт, о котором так долго мечтал завод имени Малышева в Харькове, обернулся международным скандалом. Вместо победоносного шествия по пустыням Ирака 42 облегченных БТРа три месяца продрейфовали в Персидском заливе, а теперь арестованы у берегов Индии.
Напомним, еще в конце марта военные машины прибыли в Одесский порт, а 26 апреля сухогруз причалил у берегов Ирака, но в порт его так и не пустили: за то время, которое корабль был в пути, здесь произошла смена власти, в итоге наши БТРы отказались выгружать на материк. «В Одесском порту машины были приняты комиссией, в составе которой были представители Ирака, — сообщил «Вестям» управляющий директор одесской компании Varamar, которая арендовала сингапурское судно Se Pacifica, Александр Варваренко. — Но в Ираке разгрузка не начиналась. Предлогом были дефекты в корпусе. Длительные дни переговоров вылились в три месяца простоя в Персидском заливе. Судно так и не разгрузили, и оно отправилось к берегам Индии, чтобы выгрузить партию украинского металла». Здесь претензии предъявили индусы, к которым товар, а это около 70 000 тонн металла, опоздал почти на три месяца. Ультиматум заказчика металла грозит большими штрафными санкциями в первую очередь для судовладельца. «Украинский военный груз стал заложником. Индийский суд арестовал судно, от нас требуют 500 000 долларов неустойки, — говорит Варваренко. — Поставщик металла говорит, чтобы мы решали вопросы, а как мы можем это сделать? Мы задержались только из-за того, что решался вопрос с БТРами».
Покрывать ущерб индийской стороне желающих нет, более того, теперь и Иракская сторона готова принять БТРы как можно скорее, но когда они смогут покинуть берега Индии — неизвестно: если в ближайшее время ни одна из сторон — «Укроборонспецэкспорт» как поставщик БТРов или украинский поставщик металла — не решит вопрос, весь груз корабля вообще могут арестовать и пустить с молотка для покрытия издержек. А стоимость одного БТРа, по нашим данным, — до миллиона долларов.
СДЕЛКА ВЕКА
Напомним: контракт между «Укрспецэкспортом» и Ираком был заключен еще в 2009 году, тогда сделка называлась самой крупной в истории независимой Украины (кроме БТРов, предполагалось производство танков и самолетов на общую сумму $2,4 млрд). Львиная доля контракта была рассчитана на Харьковский завод им. Малышева — 450 единиц БТР-4. Начиная с 2010 года заказчику были отгружены, хотя и с небольшими задержками, несколько партий машин — всего 100 штук, сделка выполнялась в нормальном режиме. Теперь же на кону не только поставка 42 БТРов, но и всего контракта: украинская сторона очень заинтересована в его выполнении.
Комментировать здесь нечего, остаётся только надеяться на то, что данная ситуация будет успешно разрешена в самое ближайшее время и Украина не понесёт колоссальные убытки в связи деятельностью или бездеятельностью её отдельных должностных лиц. 
Практически в одно и то же время СМИ рассказали о мемуарах, написанных бывшим руководителем ХКБМ им. Морозова генералом Борисюком М.Д.и его интервью, в котором он, отвечая на вопросы корреспондента, прокомментировал ситуацию, касающуюся последних поставок заводом им. Малышева бронетехники за границу по действующим контрактам.
Привожу интервью без купюр, выделив те места, которые напрямую имеют отношение к вопросам, обсуждаемым в блоге и постараюсь кратко прокомментировать их.
“Отец харьковского "Оплота" просит строить 50 танков в год для мира в Украине. Герой Украины, генерал и экс-руководитель КБ им. Морозова Михаил Борисюк написал книгу-исповедь «Броня крепка».
В свои 78 лет конструктор, «отец» танка «Оплот» и БТР-4 не по годам активен. Написав мемуар в 350 страниц, он привез его в родное Бюро машиностроения, которое взглавлял 21 год и рассказал «Вестям», нужны ли Украине танки, почему Ирак не забирает наши БТРы и как живется сегодня танкостроителям.
- Михаил Демьянович, нужны ли сегодня Украине, да и вообще миру, танки?
- Мы делаем танки не для войны, а для мира. Пока мы будем иметь хорошую конкурентоспособную технику, мы будем жить в мире. Пока мы являемся государством и имеем границы, их надо охранять и быть готовыми к их защите. Поэтому над вооружением и военной техникой мы должны постоянно работать. Сокращение армии – это нормальная тенденция. Не нужно иметь громадную армию, нужна армия небольшая, контрактная, мобильная и способная противостоять любому агрессору. Завод имени Малышева был рассчитан на выпуск до тысячи танков в год. Сейчас нам такое количество, естественно, не нужно. Нам нужно, чтобы тысячу танков для своей армии завод мог делать за 10-20 лет, то есть выпускать до 50 танков в год. Остальные можно поставлять на экспорт.
- Вы 16 лет руководили челябинским СКБ «Ротор» и 21 – Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова, что сделало вас человеком-символом в оборонной промышленности. Почему два года назад вы решили уйти на пенсию? Или вам помогли с принятием такого решения?
- Сложный вопрос. В принципе человек не должен всю жизнь работать, а я был танкистом с неполных 19 лет. Конечно, мне не очень хотелось покидать коллектив на тот момент, когда были созданы прекрасные конкурентные образцы. Да, в начале производства БТРов (2008 г. – авт.) у нас не все получалось, но я всегда занимал принципиальную позицию, что нужно оперативно принимать меры по устранению дефектов. В 2010 году мы на 4 месяца задержали поставку партии БТРов для Ирака, но не в этом причина. Борисюк был конструктор, может быть, слишком самостоятельный и требовал (и я считаю это правильным), чтобы головное предприятие не только изготовляло образцы, но и в экономическом плане организовывало производство и обеспечивало его финансово. А если нет материальной заинтересованности у предприятия, если передавать отрасль коммерческим структурам, то долго оно не продержится. Оно рано или поздно начнет разрушаться.
- А что вы можете сказать о нынешнем начальнике КБ Александре Веретенникове?
- Веретенников, на мой взгляд, грамотный пытливый инженер. С 2005 года он был включен в резерв на замещение должности генконструктора. Впрочем, содействуя его продвижению как конструктора и менеджера, я, к сожалению, не заметил отрицательной черты в характере своего последователя. Мне кажется, что роль коллектива он в настоящее время учитывает меньше, чем должно. Специалисты есть, еще пока не все разбежались. Но сейчас уже начался отток очень хороших кадров, поскольку существует приказ о переходе на двухдневную рабочую неделю. Уже около 50 лучших специалистов КБ нашли себе другую работу.
- Почему, по вашему мнению, Ирак отказывается принимать очередную партию БТРов, которые уже шестой месяц дрейфуют то в Персидском заливе, то у берегов Индии? Действительно ли там имели место повреждения кузова?
- Контролирующие органы, которые осуществляли в Харькове приемку бронетранспортеров, трещин не обнаружили. Они же не могли вдруг потрескаться, пока стояли в море! Поэтому вопрос гораздо глубже и шире. И дело не в трещинках. Хотя я и не отрицаю, что где-то могли появиться трещинки из-за нарушения грузового технологического процесса. Это нормальная ситуация, когда в процессе производства, особенно в первые годы нового производства, могут быть отдельные дефекты.
- Почему Вы решили издать книгу-исповедь?
- Я хотел рассказать о нерядовых событиях при конструировании нового украинского танка, создании легких бронированных машин и непростых моментах моей жизни.
- Как сегодня живется Герою Украины?
- Ни на кого не обижаюсь. Я живу нормально, пенсия меня удовлетворяет, мне скучать пока не приходится: книгу написал, работаю в саду. Я не растолстел, не обрюзг в моем возрасте, потому что я занимаюсь физически. Но официально пойти работать каким-то советником, помощником я бы не хотел.
Из книги М. Борисюка «Броня крепка»
О танке «Оплот» 
- Нет сомнения, что по своим боевым характеристикам танк «Оплот» является одним из лучших образцов мирового танкостроения. В 2009 году эта конструкторская работа была успешно завершена, танк уверенно прошел государственные испытания, и был принят на вооружение в Вооруженные силы Украины. Важно, что предприятия бронетанковой отрасли во главе с «Заводом имени Малышева» получили заказ на изготовление десяти машин от Министерства обороны Украины.
Я.Т. Михаил Демьянович совершенно прав, танк действительно хорош и может на равных соперничать с любым современным иностранным танком. Именно поэтому было принято решение о размещении заказа на производство десяти “Оплотов для наших Вооруженных Сил” на базовое танкостроительное предприятие Украины. Важно, что это решение не осталось только на бумаге – на завод поступила предоплата, которая по идее должна была существенно простимулировать начало работ по изготовлению танков. Тогда же ЗИМ получил из войск пять Т-80, которые изначально предназначались для переделки в “Оплоты” параллельно с налаживанием технологического процесса по дальнейшему серийному производству танка, в том числе для экспортных поставок. Теперь попробуйте догадаться, получил ли танк прописку в наших танковых войсках? Отвечу: конечно, нет! Во-первых, за давностью лет и массой разнокалиберных должностных лиц, мимо которых совершали свой неторопливый путь означенные (и совсем немалые) целевые финансовые средства, в настоящее время совершенно неясно куда они незаметно испарились и кто за это ответит. А во-вторых, те пять намоленных для завода танков, которые должны были превратиться на ЗИМе в прообразы первых “Оплотов” для нашей армии, в настоящее время Федосов, при помощи сварки и кувалды, пытается перековать в первые танки для чужой армии - тайской. Может именно поэтому на заводе сейчас работает комиссия МО Украины, которая пытается разобраться: кто, как и почему распорядился выделенными на оборону страны народными денежками. Дай им Бог здоровья и терпения при этом! О том, что вскоре аналогичные вопросы, имеющие далеко идущие последствия, могут возникнуть у тайской стороны, я лучше промолчу.
О бронетранспортерах 
- Сначала мы разрабатывали варианты модернизации советских образцов БТР-60, БТР-70, БРДМ, БТР-80 и других, а затем совершенно логично занялись созданием новых. Для этого нам потребовалось изучить колесную легкобронированную технику многих стран, прогрессирующих по этим видам техники, проработать ряд оригинальных конструктивных решений, и в результате на научно-техническом совете ХКБМ было принято решение об изготовлении опытных образцов бронетранспортеров: малогабаритного «Дозор-Б» и полноразмерного БТР-4Е.
Об иракском контракте (поставке 420 БТРов) 
- Это было непростое решение, ведь речь шла не только о больших деньгах. Контракт напрямую был связан с имиджем государства и имиджем украинской бронетанкостроительной школы. С одной стороны, заключение контракта даст возможность на два года загрузить оплачиваемой работой более 40 предприятий страны. И, главное, будет содействовать ускоренному освоению производства в Украине легких бронированных машин. Но, с другой стороны, на тот момент не была завершена опытно-конструкторская работа по семейству бронетранспортеров, не разработана документация на спецмашины, не изготовлены все образцы семейства, и даже не завершены испытания линейного образца БТР-4Е.
Я.Т. Конечно, имидж нашей страны, дело хорошее, но если верить упомянутым в приведённой выше заметке цифрам возможных убытков, понесённых бюджетом Украины, в связи с деятельностью пока неустановленных, но явно виновных в произошедшем безобразии должностных лиц. Думаю, что пожизненного заключения и полной конфискации всего награбленного за годы службы государевой, для них будет явно маловато. А если допустить, что индийский суд (самый гуманный суд в мире) примет решение об изъятии всей партии БТРов и их продаже через биржу задёшево самим себе, для погашения имеющегося долга? Как тогда воспринимать для страны потерю сорока двух с половиной миллионов американских денег и ничем неоценимый ущерб её имиджу? А тут ещё старый “друг” и побратим индусов – Пакистан, несмотря на то, что ранее Украина серьёзно обновила его танковые войска (вспомним поставку 320 танков Т-84УД) объявит, всё это уже спецоперация по серьёзному усилению обороноспособности его неспокойного соседа, проведённая Украиной втихаря? Вот и думай: как бы чего не сварилось из всей этой каши.
Рекомендации для современных управленцев отрасли 
- В первую очередь вернуть отрасли самостоятельность. Не передавать ее коммерческим структурам. Естественно, что предприятия, отвечающие за обороноспособность страны, не должны приватизироваться. Вторым важным условием должны быть права самостоятельной реализации продукции. Разумеется, под четким руководством государства. … А вот отсутствие материальной заинтересованности коллектива - это, смею заверить, путь в никуда. …при обсуждении условий контрактов по бронетехнике руководители ХКБМ и Завода имени Малышева обязательно должны участвовать и иметь определяющие голоса в таких позициях как сроки поставки техники, ее стоимость, объемы и порядок сервисного обслуживания.

Я.Т.: Хорошее пожелание и думаю, что вполне осуществимое. Вернуть всё назад, к прежнему порядку, ясности и гласности, поможет законопроект, который зарегистрирован в Верховной Раде и ожидает своего часа для того, чтобы стать полноценным законом нашей державы. Думается, что при профильном министерстве на оборонных предприятиях порядка будет гораздо больше, чем при чересчур самостоятельных сектантских структурах, которые, решая важнейшие вопросы по созданию современной военной техники для собственной армии и продаже её заинтересованным партнёрам, допускают подобные провалы в своей работе. Тогда, возможно, придёт время и для рассмотрения ранее обсуждавшегося среди руководителей и специалистов вопроса об объединении в единое целое трёх накрепко взаимосвязанных производственно-конструкторских предприятий: ХКБМ, ХКБД и ЗИМа и организации работы вновь созданной структуры. Поэтому правильно делаете, Михаил Демьянович, что не расслабляетесь и держите форму! Она ещё понадобится для решения стоящих перед страной задач!

4 комментария:

  1. :)Видна рука крупного специалиста по комплексу Гольджи.:)

    ОтветитьУдалить
  2. В пятницу. 13-го Воланд приказал Азазелло отправить самый подготовленный макет Оплота на очередные испытания в Башкировку.Но даже железо не хочет погибать раньше времени.При попыткее бегства с трейлера танк перевернулся, а когда его силой поставили в исходное на огневом рубеже,психанул и отказался стрелять из пушки.Дурак что ли, а вдруг башню сорвёт от выстрела.Вот примерно так рассказывают на заводе об очередном испытании Оплота.Если уже наши джигиты уже в который раз не могут оседлать железного ахалтекинца, то тайцам, привыкшим к неспешному передвижению на слонах,вряд ли это окажется под силу.Нужно иметь иммунитет от менталитета.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитал статью. Я работник з-да Малышева ( к сожалению стараниями Коли Белова) бывший .но надеюсь не навсегда.Если хочешь более глубоко открыть для людей весь безпредел происходящий на з-де Малышева можно сконтактироваться а то ты пишешь общими фразами . Я могу рассказать много интересного которое тянет на серьезное реагирование.И что творили начиная с Немилостивого и заканчивая Федосовым (так называемые деректора от демократии и их заместители)
    для развала з-да Малышева то что неизвестно за проходной .А опубликуя такие факты может получиться хорошая "бомба". Лишь бы был смысл и толк.
    жду ответа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. искренне надеюсь, что вам ответили и все это было не зря.

      Удалить