пятница, 30 августа 2013 г.

Совсем не лирическое отступление, вызванное активным вниманием масс-медиа, к пока скромной фигуре героического создателя бумажного танка “Оплот”.

Вынужден немного отвлечься от продолжения рассказа о “тайском” танковом контракте и людях, причастных к его более чем “успешной” реализации. Причина этого – серия заметок на интернет-ресурсах, организованных и проплаченных с целью ещё более обелить и так очень светлый образ генерального директора завода им. Малышева который в настоящее время рулит производством “Оплотов” для далёкой, но пока дружественной нам страны. Заметки начали публиковаться на сайте "STATUS QUO" и перепечатываться другими местными изданиями в конце июля с.г. и по сути своей являлись несистемными интервью с паном Федосовым. Их появление почему-то совпало с началом публикаций на нашем блоге и, по-видимому, явилось неадекватной реакцией на изложенные факты. Почему неадекватной, вам станет понятно из последующего поверхностного анализа. Для удобства я буду набирать дату, оглавление заметки и перлы Федосова курсивом, а свои комментарии обычным текстом. 
Итак, поехали.
27. 06.2013 г. 
“Завод имени Малышева выпустил первый серийный танк “Оплот”.
ГП "Завод им. Малышева" (Харьков) продемонстрировало заказчикам первый серийный танк "Оплот". Об этом сообщили "SQ" на предприятии. Для завода это важное событие, так как те несколько "Оплотов", которые были выпущены в прошлые годы, являются опытными образцами танка.
Даже явно несведующему человеку понятно, что на данный момент просто физически не существует первого серийного танка “Оплот”. Единственный опытный образец боевой машины собран на ХКБМ и находится там под надёжной защитой от возможных посягательств Федосова. Показанный тайской делегации танк – собранный в ручном режиме макет, не являющийся не только серийным, но и опытным образцом ”Оплота”. Его внутренняя начинка по-бутафорски представлена наклеенными на штатное место приборов их фотографиями. Тем, кто просматривал видеоролик презентации танка тайцам и наблюдал за его “телодвижениями”, могу сообщить следующее. Всеми системами, связанными с его движением управляет КСУД – система управлением движения, которая имеет высочайшую сложность и состоит из множества элементов (датчиков, вычислителей, гидравлических и электрических механизмов, кабелей, разъёмов и т.д.). Её составляющей частью является система стабилизации башни и пушки. При нормальной работе системы, при движении танка сохраняется направление выстрела (угловое положение башни по азимуту и угловое положение ствола по отношению к горизонту). При демонстрации макета танка ясно видно, что ствол и башня меняют своё положение во время движения (посмотрите видеоролик и убедитесь в этом сами). Это не позволит показанному танку вести прицельный огонь в движении. Он, как его прадедушка Т-34 обязательно должен остановиться и произвести выстрел.
15.08.2013 г.
 “Завод имени Малышева впервые за последние годы получил прибыль”
Первое полугодие 2013 года ГП "Завод им. Малышева" (Харьков) впервые за последние годы завершило с прибылью. Чистая прибыль предприятия составила 0,5 млн. грн. Об этом сообщил официальный сайт корпорации "Укроборонпром", в которую входит завод, со ссылкой на генерального директора предприятия Вадима Федосова. Первое полугодие 2012 г. предприятие завершило с убытком в 109 млн.грн.
Пусть вас не вводят в заблуждение и не смущают указанные в заметке цифры, ведь это представлена простая бухгалтерская эквилибристика. Предоставим ещё раз слово Федосову для того, чтобы он популярно объяснил, откуда взялась прибыль. С момента его назначения всё заготовительное производство стоит по стойке смирно, а на снабжение огромного завода и производство потрачено менее 1 млн. гривен. В 2012 году более 500 млн. гривен было ушло на различные издержки по заводу: материально - техническое снабжение, выплаты заработной платы, оплату энергоносителей и налогов.  Большая часть из этих средств, всё-таки была прямо или косвенно потрачена на производство и осталась в виде материалов, комплектующих, незавершенного производства, оплат поставщикам и перешло на 2013 год. Получается, что это расходы 2012 года, которые Федосов относит на убытки. А все доходы с реализации этой продукции принадлежат периоду нахождения Федосова в должности директора и показываются им как некий финансовый успех предприятия. Вот такая история с географией, вернее сказать – математикой.  
"План реструктуризации, который реализуется на заводе им.Малышева при поддержке "Укроборонпрома", позволил снизить расходы и создать предпосылки для экономического роста", - заявил Федосов.
Про реструктуризацию завода более полно напишу в одной из последующих частей. Что касается комментария к словам Федосова, то могу ответственно заявить, что на данный момент полноценного и согласованного плана просто не существует! Частями некого плана, который заказывался ранее и за который до сих пор не рассчитались, пользуются на заводе и сейчас. Основа осколков этого плана, родившегося в недрах Укроборонпрома в 2011году, без серьезной проработки и обсуждения в среде профессионалов, это существенное сокращение территории завода и перенесение агрегатного производства на основную сокращенную площадку. А про то, что основой плана должна стать тщательно прописанная долгосрочная программа производства в конкретных изделиях или хотя бы типах изделий, с разбивкой технологического цикла на части, с учетом выбранного производителя или группы производителей оборудования и возможности изменения проектной документации и дальнейшего отехнологичевания всех изделий, похоже, даже не подумали.
16.08.2013 г.
 “Завод имени Малышева станет в два раза меньше”
ГП "Завод им. Малышева" (Харьков) реализует план радикальной реструктуризации. Он предусматривает как повышение выработки на одного сотрудника, энергоэффективность, так и кардинальное сокращение производственных площадей.  Об этом  сообщил генеральный директор предприятия Вадим Федосов.
Эта реструктуризация “по-федосовски” имеет свою отличительную особенность. При ней должности заводских специалистов, реально понимающих техпроцессы предприятия и, использующих возможность квалифицированно критиковать некомпетентность Федосова и его команды, безжалостно сокращаются. Отвечая же на его перл, могу сказать, что все заводские изделия, находящиеся в производстве (танк, БТР, дизеля ), спроектированы или во времена СССР, или на базе технологий времён Союза. При этом, каждое изделие имеет свою чёткую структуру используемых ресурсов и оборудования.  Это раз и навсегда просчитывается при проектировании и изменению не подлежит. Если, конечно, не стоит задача создания вселенского хаоса.
Сейчас персонал завода составляет 3,3 тысячи человек, площадь, которую занимает предприятие - более 300 га.  А объем выпускаемой за год продукции не превышает нескольких десятков миллионов долларов.
Что касается персонала, то реальная цифра всех работающих на заводе существенно сократилась. В первую очередь за счёт ИТР, которые Федосову просто не нужны: знают много, смотрят косо на него и его революционные преобразования, саботируют  гениальные указания и противоречивые приказы… Но, мне понравилось не это, а то, с какой легкостью человеком, ещё ничего на заводе не создавшем (лучше сказать, не умеющем ничего создать) произносятся суммы в “несколько десятков миллионов долларов”. А ведь это не просто цифры, это деньги, которые должны пополнять бюджет  и работать на вас  с нами, на садики, школы, квартиры, больницы, поддержку людей, которым необходима помощь. А здесь сытый и довольный собой чинуша легко и непринуждённо оперирует колоссальными суммами, точность которых идёт на десятки миллионов гривен. А может он просто не знает истинных цифр? Тогда зачем выставлять себя на посмешище и суд людской, переходя к заоблачным высотам капиталистической экономики?   
"Как пример, одно из предприятий концерна KMW (Германия)…
Что это за пример, что это за концерн и почему мы сравниваем ЗиМ (завод родом из СССР) и современное немецкое предприятие? Тогда необходимо объяснить, какую именно продукцию он производит и его долю в полной цепочке создания добавленной стоимости, а потом уже сравнивать несравнимое.
…. при численности персонала в 700 человек и 2,7 га производственных площадей производит продукции на 375 млн. евро в год. Эти показатели, возможно, кроме численности, я считаю ориентиром, который наше предприятие может реально достичь за 5-7 лет", - заявил Федосов. 
Это полная чушь. Предприятие сначала создается на бумаге в виде проекта, где просчитана его проектная мощность, сметная стоимость, срок окупаемости. Имея на руках проект “нового” ЗиМа, Федосов бы это точно знал (пусть теоретически, из проекта). А так, как у Федосова этого нет, его бредовые умозаключения - просто  детские фантазии для электората и его киевского руководства.
По его словам, реструктуризация предприятия позволит освободить более 500 тыс. кв.м производственных площадей и передать в собственность города и области более 50% земельных наделов завода.
А нужно ли всё это Харькову? Ведь на заводской территории расположены специализированные здания и сооружения с очень узким целевым назначением, это литейные и тяжелые механические производства. Их содержание дорогое, а использование в общегородских целях проблематично. На территории ЗиМа (над и под  землей) находится развитая мощная инфраструктура: энергетические кабели, система теплоснабжения, магистрали сжатого воздуха, автомобильные дороги, железнодорожные пути и многое другое. Всё это проектировалось, как единый производственный комплекс, который априори не предполагал двойного назначения.
…Износ оборудования предприятия составляет 93% на основной площадке и 84% на агрегатном производстве. Сейчас на предприятии насчитывается более 16  тыс. станков, из которых более 11 тыс. морально и физически изношены и не могут использоваться в производстве.
Опять приводятся цифры “бухгалтерского” износа. На заводе достаточно много оборудования изношено и учитывается по 0% стоимости. Но фактически, это оборудование работоспособно и при должном уходе может работать нормально. Имеется достаточно много станков-дублеров для обеспечения надежности техпроцесса (требование ВПК СССР), кроме того они служили ремонтным фондом запчастей. Мотивируя большим процентом износа станков и “явной” избыточность их просто пилят и сдают на металлолом. При этом разрушая существующий техпроцесс, руководители “распила”  получают ,“вершок” на карман, а копейки на завод. Большинство из предназначенных на лом станков уникальные, восстановить их без дублеров, а тем более купить в настоящее время новые практически невозможно. 
И одна пикантная деталь. Заключения по судьбе устаревших и изношенных станков может дать только специальный аккредитованный институт, имея долгосрочную программу развития завода и его производства. В нашем случае, заключения, без всякой заморочки, дают верные соратники Федосова и, одновременно, профессиональные жулики - Шелдаков и Оцел, которые готовые пилить этот завод днём и ночью. Подготовленные ими акты, за долю малую, либо бесплатно, по недомыслию, утверждают специалисты “Укроборонпрома”, которые мало что понимают в технологиях ЗиМа, но стараются заработать. 
"Списание и реализация такого оборудования позволит аккумулировать средства для технического переоснащения предприятия, существенно повысит производительность труда. Это позволит нам выйти на четкие перспективы производства бронетанковой техники", - подчеркнул Федосов. "На сегодня наш портфель заказов в восемь раз превышает возможности завода.
Позвольте пан Федосов, вас спросить: каким-таким изделиям? Возможности завода в советское время позволяли выпускать 1000(!) танков. Возможности завода сейчас никто не определял квалифицированно. Поэтому Федосов и Ко валят в этот портфель заказов все свои “хотелки”, например, модернизацию БТР-50 для Египта. Вместе с неосуществимыми прожектами Федосов попутно “затупил” техническую поддержку трех опытных машин «Топаз» на базе БТР-50.
Чтобы выровнять баланс, нужна реструктуризация (в начале статьи Федосов утверждает, что она уже полным ходом реализуется), переход на современные технологии производства, освоение перспективных видов техники. Мировой рынок вооружений в нашем сегменте в настоящее время способствует достижению нами завершенной технологической составляющей производства".
Здесь теоретика-танкиста Федосова в самый раз бы спросить: а как состояние мирового рынка влияет на завершенность технологической составляющей производства на конкретном заводе - ЗИМе? Сам-то он понял, что навещал прессе, или просто вырвалось?
 При участии корпорации  Укроборонпром" разработан законопроект, который позволит предприятиям, не подлежащим приватизации, отчуждать и реализовывать недвижимое имущество, если планы их реструктуризации утверждены правительством. Сейчас документ находится на согласовании в Минэкономразвития. "Без его принятия эффективная реструктуризация предприятия невозможна", - подчеркнул гендиректор предприятия.
И правильно сделал, что подчеркнул. Ведь для него реструктуризация, это кусочек сладенького пирожка,  от которого можно смело откусывать самые вкусные кусочки, воровато пряча заплывшие жиром глазки.
К счастью существует и проект закона народного депутата, сведущего в вопросах танкостроения,  который предполагает вернуться к старой, но проверенной временем и доказавшей свою эффективность схеме работы оборонных предприятий, когда управленческий процесс осуществляло специальное министерство с множеством департаментов общего и специального назначения. Пример тому – упомянутый мной в предыдущих частях качественно выполненный заводом пакистанский контракт, который профессионально курировался этой структурой. 
19.08.2013г. 
“Завод имени Малышева будет производить пушки и тепловизоры”
Завод им. Малышева реализует курс на уменьшение зависимости от внешних поставщиков и создания в Харькове самостоятельного танкового производства", - заявил генеральный директор предприятия Вадим Федосов.
 Даже заслуженному танкисту Федосову необходимо знать, что один из самых мощных в мире - военно-промышленный комплекс СССР, использовал межотраслевую и межзаводскую кооперацию. В исключительных случаях покупалось необходимое оборудование даже в капстранах (США, Япония, Австрия, Франция, Германия). В те, совсем недалёкие времена, при наличии на ЗиМе практически полного цикла производства  продукции, а также, более  40 тысяч высококвалифицированных специалистов, завод кооперировался с сотнями предприятий ВПК и других отраслей народного хозяйства СССР.  А сейчас Федосов принял историческое решение: делать всё самим!  Однако опять не объяснил, как именно всё “это” будет происходить и из какого рукава он, как цирковой клоун, собирается доставать десятки тысяч комплектующих, необходимых для производства “Оплота” и другой продукции. Может он собирается откручивать все с танков, ржавеющих на разорённом им 115 заводе, а украденное перекидывать через забор и от налоговых «ям» продавать на ЗиМ, предварительно состряпав фальшивые документы?  Но он должен знать, что после его ухода на 115-м заводе мало что осталось для пополнения кладовых ЗИМа. Все уже давно складировано в гаражах самых дальновидных сотрудников завода.
Кстати, просьба к читающим эти строки сотрудникам правоохранительных органов: пожалуйста, проверьте, чьи фирмы осуществляют поставки на ЗиМ и какое происхождение имеют поставляемые детали и комплектующие для производства двигателей для танков и БТРов.
"Мы намерены освоить на заводе производство пушек, гусениц, катков и других изделий. Это позволит избежать зависимости от импортной составляющей. Рассчитываем заняться танковой электроникой, тепловизионной техникой, разработкой программных средств", - рассказал Федосов. По его словам, максимальное замыкания производства на себе позволит побороть неэффективность и инертность межпроизводственной кооперации, оставшейся еще со времен СССР.
"Стоит задача максимально замкнуть цикл производства внутри концерна, для увеличения прибыли предприятий. Мы готовы ее выполнить", подчеркнул Федосов.
Теперь, не торопясь, разберёмся в сказанном.
Производство пушек, гусениц, катков и других (?) изделий на ЗИМе в настоящее время весьма проблематично. Производство заготовки пушки упирается в её литьё, которое ранее производилось на НПО им. Фрунзе (г. Сумы), но в настоящее время этой линии не существует. Да и завод выкупила Россия. ЗИМ теоретически может осуществлять мехобработку ствола, но без соответствующей заготовки это невозможно.
Но не всё так плохо, на заводе есть линия по производству гусениц, но она не смонтирована и не налажена, а просто свалена в немалую кучку железок после “переезда” цеха ходовой на новое место. 
По причине невосполнимой утраты линии невозможно делать катки, балансиры и прочие части ходовой, а также много других полезных для танка вещей. Спросите, как же её умудрились потерять? Я вам отвечу: она растворилась в пространстве во время переезда из цеха 175 на новое место дислокации. А в помещении цеха ходовой сейчас находится завод им. Фрунзе, выпускающий важнейшую для народного хозяйства страны продукцию – лёгкие сеточки-заборы, решетки, мусорные корзины.
Что касается производства танковой электроники, тепловизионной техники и разработки программных средств, то тема не подлежит комментарию ввиду самой бредовости сказанного. Всеми этими производствами, как известно всем, но не Федосову, занимаются специализированные предприятия с налаженным технологическим процессом. Если Федосов уже договорился с ними о переезде в Харьков и создал им необходимые  условия для работы, то честь ему и хвала, а если нет, то утопии продолжаются.
Кстати, слова Федосова касающиеся того, что максимальное замыкания( почему окончание Я не Е? Может гуру танкостроения имел ввиду короткое замыкание?) производства на себе позволит побороть неэффективность и инертность требует научного пояснения для оракула Эффективность - это отношение (деление) одной величины к другой. Что на что делит Федосов совершенно непонятно. А его критика межпроизводственной кооперации, оставшейся еще со времен СССР, вообще умилила. Известно ли ему, что созданный при этой самой кооперации на заводе им. Малышева двигатель 6ТД, до сих пор пытаются, но не могут повторить наши китайские братья. Причина – уникальность, и сложность технологического цикла ЗиМа.
21.08.2013 г.
“Завод имени Малышева будет производить топливные брикеты”
ГП "Завод им.Малышева" (Харьков) снизило потребление электроэнергии на 20%, а в зимний сезон снизит энергозатраты на 30% в сравнении с 2012 г. Об этом заявил генеральный директор предприятия Вадим Федосов.
По данным Федосова, производство на заводе слишком энергозатратно. "Можно отметить существенные достижения в решении этой проблемы: затраты электроэнергии снижены более чем на 20%. Природный газ практически не применяется в производственной технологии. Газовое отопительное оборудование переводится на твердое топливо - стружечные брикеты, которые мы сами начинаем производить. При их сжигании в печах с наддувом потребность в топливе в 2-3 раза ниже, чем при эксплуатации традиционных печей. Все помещения, в которых работают люди, в том числе цеха, планируется оснастить энергосберегающими стеклопакетами, что позволит сократить расходы на отопление в зимнее время в офисных помещениях в 2,5 раза, в производственных - почти в два раза", - отметил Федосов.
По его словам, в будущем зимнем сезоне завод за счет энергосберегающих окон сократит энергозатраты на 30%, в последующие сезоны - в два раза. "Энергосбережение - одна из приоритетных целей, которые ставит перед нами "Укроборонпром" и которую мы сами ставим перед собой ", - заявил Федосов.
Откуда вообще энергозатраты? Завод фактически “стоит”. Кроме этого, завод это не квартира и не ночной клуб. Энергозатраты считаются или на единицу продукции или на одну гривну (тысячу, миллион) выпускаемой продукции.
 Газ ЗИМу отключили за долги, при том, что была реальная возможность недопустить отключения и остановки заготовительного производства. Для этого нужно было совсем немного - чтобы Федосов не строил из себя министра, а нормально пообщался с руководством Харьковгаза, так, как  своевременно сделал его предшественник. Вместо гибкой дипломатии он намеренно спровоцировал скандал, что привело к отключению газа для предприятия. Далее, в обход нормальной и безопасной схемы газоснабжения Федосов и его ближайшие соратники организовали на заводе снабжение цехов сжиженным газом  кустарными методами, без проекта и привлечения специальных строительно-монтажных организаций, без разрешения Госпромнадзора. В результате этих простых, но крайне лихих манипуляций заводчане задёшево получили “бомбу объемного взрыва” на собственной территории. Можете почитать в интернете какая это мощная и опасная вещь. И это при том, что, вопреки утверждениям некомпетентного директора, природный газ - необходимая часть технологического процесса завода. Большая часть литейных, кузнечных, термических производств работает на природном газе, который во все цеха подается по газовым магистралям завода. Судя по высказываниям Федосова и его замов, они не различают плавильные, термические, кузнечные  печи, а также печи, которые плавят и разогревают сталь, чугун, цветные металлы. Для них все они - это просто печи.
 Все помещения, в которых работают люди, в том числе цеха, планируется оснастить энергосберегающими стеклопакетами, что позволит сократить расходы на отопление в зимнее время в офисных помещениях в 2,5 раза, в производственных - почти в два раза", - отметил Федосов.
Ну что тут скажешь, когда “Остапа понесло”. Всем работающим заводчанам известно, что Федосов передвигается по территории завода очень редко и осторожно , в силу чего ему, наверное, неизвестно, что во многих цехах предприятия мирно сосуществуют стеклопакеты и дырявые крыши, что делает слова начитанного директора наиболее актуальными в непогоду и зимнее время года. Очень хотелось бы увидеть личный калькулятор Федосова, на котором он тайком подсчитывал цифры для интервью. Предполагаю, что это чудо быстрого счёта – подарок китайских товарищей после удачных переговоров о продаже им секретных заводских технологий. Может именно поэтому, эти цифры “с потолка”, подкреплённые не менее смешными и совершенно убогими высказываниями обычного ничтожества, уверовавшего в свою гениальность, вызывают то, что и должны вызывать у разумных людей - смех сквозь слёзы. Ну, а чтобы я не был обвинён в пристрастном отношении к Федосову, приведу комментарий одного из читателей его опусов.
 #5 jkmuf 1
 Кроме того, на заводе планируют заняться танковой электроникой, тепловизионной техникой, разработкой программных средств, передает официальный сайт ГК Укрспецэкспорт.
Вспомнила цитату из "Ивана Васильевича...":."Иван Васильевич, почему, когда вы говорите, все время кажется, что Вы бредите...."
Вот и выходит, что Федосов по своей сути, не генеральный директор прославленного завода-орденоносца, а председатель самодеятельного кружка пионеров-танкостроителей, выступающих с собственной произвольной, но красочной программой. И не знает, бедолага, что не за горами смотр этой самой самодеятельности. Он неизбежно нагрянет, и, похоже, что бумажной модели танка и разрушенного завода будет очень мало для правильного ответа на поставленные вопросы. Тогда и придётся отвечать не только за свои действия, но и за бездействие.

Р.S. персонально для  Vadim115f на комент от 23.08 2013 г.
Да не волнуйся ты так! Вспомни эпиграф к “Е.О” - “И жить торопится и чувствовать спешит” Кн. Вяземского. Зачем намекать, и портить раньше времени целостность имеющихся в наличии пазлов для почти готовой картины. Как говорил мудрый Саид-Бей : “Тарапицца нэ нада!”. Продолжай читать написанное в блоге и со временем всё узнаешь. Не только про Вадика, имеются и другие яркие персонажи, уже вполне заслужившие не только общественное порицание, но и общественные работы в местах не столь отдалённых, сколь малонаселённых – про которые классик сказал: “…там некогда гулял и я, но вреден север для меня”. 
Упрекать во лжи и передёргивании легко. Трудно признаться в том, что происходит на заводе на самом деле. Твои коменты позволяют с большой долей вероятности судить о том, что завод это и часть твоей жизни. Но почему-то ты встал на сторону людей его разрушающих. Это тупиковая позиция, если тебе дорог завод и люди на нём работающие, а не вурдалаки его расхищающие. Определись, и будем дальше конструктивно разговаривать.    

среда, 21 августа 2013 г.

Часть 2

Теперь, продолжая начатое в прологе, перейдём к тому, как изначально развивались события в высоких министерских и заводских кабинетах, которые послужили одной из ключевых причин произошедшего надрыва “тайского” контракта. Для этого обратимся к истории создания концерна и его работе по продвижению исполнения контракта.
Государственный концерн “Укроборонпром” был создан в соответствии с Указом Президента Украины №1245/2010 от 12декабря 2010 года ”О мерах по повышению эффективности деятельности оборонно-промышленного комплекса Украины”. Согласно документу до 10 января 2011 года Кабинет министров должен принять меры по созданию государственного хозяйственного объединения “Укроборонпром” из государственных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации, и утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов, участвуют в военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
При реализации этой важной государственной программы рассматривалось несколько возможных моделей организации украинской оборонки - от создания Министерства ОПК на базе профильных департаментов бывшего Минпромполитики (модернизированная версия схемы советских времен) и до «американской», - либерализации всей сферы производства и продажи вооружений, когда в природе не существует ни государственного управления, ни ОПК как единой структуры, а роль государства сводится лишь к экспортному контролю. Создание «Укроборонпрома» - реализация попытки создания модели национальной холдинговой компании, которая объединила в себе производителя и экспортера различных видов современных вооружений
Кабинет Министров не стал ждать наступления нового года и уже 29 декабря 2010 года объявил о создании "Укроборонпрома", включив в него семь предприятий военно-оборонного комплекса, в том числе "Укрспецэкспорт" - компанию, которая является уполномоченным государством посредником, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в сфере экспорта и импорта продукции и услуг военного и специального назначения.
А с 19 декабря 2011 года Кабмин включил в состав "Укроборонпрома" ГП "Завод имени В. А. Малышева", Казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова", Казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро двигателестроения", т.е. фактически весь “малышевский” комплекс.
Подробно описывая процесс создания управляющей структуры, и стоящих в её главе должностных лиц, позволит нам более чётко разобраться с тем, как изначально было организовано выполнение “тайского контракта”и почему в настоящее время мы говорим о его срыве.
Итак, первый руководитель госконцерна – бывший (а может и не бывший) гражданин России Дмитрий  Саламатин, приступивший к исполнению обязанностей в начале января 2011 года. Его опыта и компетентности опытного аппаратчика и человека, видимо обладающего необходимыми знаниями военной тематики (срочная служба в армии 1983-1985 гг.) должно было хватить для решения главного вопроса – организации координации и взаимодействия более сотни предприятий, входящих в концерн и реализации единой военно-промышленной политики. Формально структура "Укроборонпрома"была создана, но в этот и последующие периоды она не смогла выполнять роль координатора. Основная причина этого – полная некомпетентность новых управленцев, пришедших работать в компанию. Саламатин привёл в неё много военных, которые могли отличить танк от самолёта (как готового движущегося  и издающего кошмарные звуки изделия), но очень плохо соображали в конкретных вопросах  их создания и производства. Зычным  многодецибельным  командирским голосом можно поднять любое количество бойцов в атаку, но при выполнении весьма специфических задач ВПК он нужен как раз в последнюю очередь, пропустив вперёд интеллект и глубокое понимание стратегии и тактики совместных командных действий. А ведь “тайский” контракт был подписан именно при Саламатине, который, по мнению многих компетентных экспертов, и начал его непосредственно убивать. Например, пришедшая на ЗиМ команда Саламатина практически сразу уничтожила одну из важнейших частей ЗиМа , разогнав технологическую службу завода, которая, в своё время вытянула сложный пакистанский контракт, но спасовала перед кадровой чехардой и последовавшими за ней идиотскими командами нового руководства, которые делали невозможным качественный выпуск узлов и агрегатов боевой машины. Сложно судить о первопричинах действий Дмитрия Альбертовича. Можно только предположить, что имея диплом горного инженера и шестилетний подземный стаж, плавно переросший в совершенно непыльную и достаточно престижную работу, в качестве “консультанта”, ”главного эксперта”, ”советника” в офисах российских фирм, а, после переезда в Украину, пройдя путь” народного депутата”, и руководителя“Укрспецэкспорта”, должен был активно приступить к реализации поставленных перед ним ответственных задач в "Укроборонпроме". Но этого не произошло. Отработав чуть больше года и опустив танковый вопрос ниже уровня городской канализации, Дмитрий Альбертович был назначен Министром обороны Украины.
В феврале 2012 года Саламатина на посту в "Укроборонпроме" сменил Дмитрий Перегудов. Этот функционер также заслуживает краткого упоминания о себе. Родился в 1972 году, получил два высших образования – экономическое и техническое, в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1997 года работал в “Укрспецэкспорте”, затем, с 2005 года руководил его дочерней структурой - “Укринмаш”. После чего, он, как и его предшественник, недолго возглавлял “Укрспецэкспорт”, вернувшись туда после назначения генеральным директором "Укроборонпрома" Сергея Громова . Понятно, что за такое короткое время Перегудов не стал не только локомотивом “тайского” контракта, но и его активным сторонником, практически ничего не внеся в его реализацию.
Нынешний, глава "Укроборонпрома", сорокалетний Сергей Громов родился в славной Донецкой области. Там же с отличием окончил университет по специальности “инженер-экономист”. Вся его трудовая деятельность до назначения в госконцерн - работа в финансовой сфере, связанной с производством металла. Последняя должность перед назначением в госконцерн - заместитель управляющего директора болгарского металлопрокатного завода Promet Steel, входящего в структуру “Метинвест-холдинг”, предприятия, с общей численностью персонала немногим более 200 человек и хорошо отлаженным простым технологическим процессом. В "Укроборонпром" Громов, на все ключевые места, расчищенные от вояк Саламатина, привёл молодых управленцев-финансистов среднего звена, работавших до этого, как и он сам, в хорошо налаженных структурах металлургии. Но металлургия, это не машиностроение, особенно, та его часть, которая касается производства новейшей военной продукции, поэтому коэффициент их полезной деятельности, за время пребывания в кабинетах "Укроборонпрома", практически равен нулю. Естественно, что имея в подчинении более ста предприятий, молодому и пока малокомпетентному руководителю нелегко наладить их работу на должном уровне, но учитывая тематику наших публикаций, именно в организации работы ЗиМа и выполнении “тайского” контракта он пока никак себя не проявил.
Теперь, как говорится, вернёмся к нашим баранам. Я уже упоминал, что после того, как счастливые представители “Укрспецэкспорта”, поставили свои подписи на контракте о производстве и поставке Королевству Таиланд 49 новейших, но, как нам уже известно, пока несуществующих танков “Оплот”, умные головы стали думать как же это всё быстро и технично реализовать, при этом заработав себе и государству много валюты. И придумали. Производство боевых машин было поручено ЗиМу, договор комиссии был подписан его генеральным директором Николаем Беловым 7декабря 2011года. Вернее, в тот момент Николай Львович был только-только назначенным И.О.генерального директора. Злые языки, которые, по мнению классика, страшнее пистолета, утверждают, что эти два события были связаны между собой, то есть, подписание упомянутого договора было напрямую связано с ликвидацией этой неопределённой приставки к должности. Так это или нет, можно поинтересоваться у самого Николая , ведь теперь он вольный стрелок и занимается собственным трудоустройством.
Коротко опишем его жизнь до ЗиМа. Родился в 1974, окончил ХАИ, факультет летательных аппаратов, после чего пошёл работать…нет, не на авиазавод, а на ЗиМ. К слову сказать, почему горных и авиационных инженеров, а также экономистов всех мастей, так тянет рулить производством различной бронетехники, понять не могу, наверное, не хотят отрываться от земли, где всегда можно подобрать выпавшую из танка или БТРа монетку. Работал Коля, понятно по специальности: занимался разными коммерческими и внешнеэкономическими делами завода, чуток поработал на Изюмском тепловозоремонтном заводе и в Харьковском аэропорту. Успел очень хорошо проявить себя в качестве финансового гения ДП “Черниговтурист”, легко  и непринуждённо отправляя честных граждан в далёкие и близкие страны. Сами понимаете, что такой роскошный послужной список не мог не закончиться должностью генерального директора Харьковского завода-гиганта, на которую он и заступил, неся бремя накопленного житейского опыта.
 На новом месте службы начиналось у Николая Львовича всё очень красиво. В коридоре заводоуправления Белов водрузил свой портрет в один ряд с прежними, заслуженными руководителями предприятия, после чего занял просторный директорский кабинет и, проходя каждый день и заглядываясь на отретушированное собственное фото, начал работать. Тем более работать было с кем и с чем. На те времена завод ещё не напоминал необитаемые руины фантастического блокбастера, в рабочих кабинетах и цехах находились инженеры и рабочие, которые умели и хотели работать. Необходимо было дать им эту работу, тем более, что в соответствии с условиями подписанного договора на счета предприятия поступила немалая предоплата – триста миллионов гривен, пятая часть всего “тайского” контракта. Представьте себе эту сумму в пачках самой крупной купюры нашей страны – шесть тысяч пачек! Использование их по прямому назначению позволило бы начать перезапуск производство завода под полный технологический процесс производства “Оплотов”, предварительно изготовив и качественно испытав его опытный образец. Однако этого не произошло, немалые деньги быстро разошлись на текущие нужды заводчан и другие проекты, мало соотносимые с производством танка. Чуть не забыл сказать, что деньгами успели  активно попользоваться и нечистое на руку окружение Белова. Через год наступила расплата, но было уже поздно. Ни денег, ни танка на заводе не наблюдалось. Руководству "Укроборонпрома" необходимо было срочно реагировать на происходящие в Харькове безобразия и принимать кардинальные меры к виновным. И они были приняты в соответствии с имеющимися понятиями в этой области существования индивидов. Николай Львович, как главный виновник произошедшего коллапса, был немедленно уволен, удалившись зализывать раны по месту жительства. Быстро убедившись, что он осознал допущенные ошибки, руководство концерна сжалилось над своим непутёвым коллегой, назначив его на должность советника Громова, после чего он был допущен к таинству вещания по вопросам танкостроения.
 А на ЗиМ был назначен новый генеральный директор – Вадим Евгеньевич Федосов. И для завода наступили действительно лихие времена, его накрыло уже по-настоящему. Выбор руководства “Укроборонпрома” был скор и, несомненно, удачен. Впервые генеральным директором был назначен танкист, служивший в ГСВГ и злобно корёживший ухоженную немецкую землю гусеницами грозного Т-64. Правда после этого, с конца 80-х, когда он появился на многострадальной Слабожанщине и до 2005 года, когда сей розовощёкий пупс возглавил 115 БТРЗ в Харькове, какая-либо информация о нём в открытой печати отсутствует. Не подумайте только, что он был тайно заброшен в далёкую Америку и занимался там выведыванием тайн танка М1 Абрамс, стоящим на вооружении одного из наших невероятных противников, параллельно наедая пухлые щечки и подрывая своё здоровье, поедая вредную пищу в местных “Макдональдсах”. Имеется и полукриминальная версия его достаточно длительного отсутствия на малой родине, когда бежавшего от неминуемого наказания Вадика приютила добрая Россия, совершенно бесплатно добавив ему специальное образование для  реализации программы по выведению из строя танковой отрасли нашей страны. Для начала и необходимой тренировки ему был доверен для развала 115 завод. Об этом и другом, очень важном аспекте бездеятельности упомянутых руководителей ЗиМа расскажу в следующей части.

вторник, 13 августа 2013 г.

Часть 1

Предвосхищая возможные ссылки ‘’специалистов” из числа бывших и ныне действующих танкостроителей на сложные времена и трудности, которые испытывает множество предприятий связанных с производством современных вооружений, хотелось бы привести пример из недалёкого прошлого современной истории Украины. В 1999 году на заводе имени Малышева успешно и в срок был завершен очень серьёзный трёхлетний контракт по поставке для армии Пакистана 320(!) танков Т-80УД, который часто упоминается в открытой печати как “Пакистанский контракт”. Мне удалось разыскать очень интересную и познавательную документально – публицистическую книгу – “Пакистанский контракт” (автор Кривомаз Н.Т.), в которой подробно и квалифицированно рассказывается о том как в сложные для страны и его народа 90-е годы, усилия многотысячного коллектива завода позволили доказать скептикам на первый взгляд невозможное - малышевцы в состоянии решать любые поставленные перед ними задачи. Поэтому по мере предоставления на ваш суд имеющихся материалов о “Тайском” контракте, я буду приводить примеры из уже исторического ”Пакистанского” контракта. История учит нас тому, что каждое происходящее событие имеет своё начало. Таким началом в нашем случае явилось подписание высокими договаривающимися сторонами непосредственно самого контракта. Правда в первом случае этому предшествовала серьёзная работа по представлению возможностей нашего танка в условиях жаркого, пятидесятиградусного климата пустыни Тар Пакистана, в ходе которого было установлена очевидность его превосходства перед боевыми машинами наших основных конкурентов – китайцев. Пакистанская сторона дважды настойчиво и скрупулезно “тестировала” наши танки, которые за три месяца тяжелых командировок прошли более пяти тысяч километров (!), успешно выполнив запланированную потенциальным заказчиком специальную программу, включающую не только ходовые испытания, но и боевую стрельбу из всех видов танкового вооружения. Только после этого, а, также, досконального изучения ситуации на предприятии, танковом и двигательном КБ, и совсем “недолгих”, более чем трёхмесячных раздумий, пакистанская сторона вышла на подписание контракта. Во втором случае всё начиналось в период выполнения первого контракта, а его выполнение в оговоренные сторонами сроки очень позитивно повлияло на промежуточный, а затем и окончательный выбор тайцев в пользу закупки танков именно в Украине. Всё это давало возможность осуществить второй танковый прорыв в новейшей истории Украины и положить основу дальнейшего развития всех видов бронетанковой техники для собственных нужд, а также его продаже зарубежным партнёрам. Позволю себе небольшое отступление. Мировая практика торговли различными видами вооружения предполагает, что страна, предлагающая для покупки какую-либо военную технику, обязательно должна иметь её на своём вооружении, где она многократно проверяется практически. Понятно, что поступающую в войска новую боевую технику в ходе эксплуатации постоянно дорабатывают, устраняя выявленные недостатки и внося новейшие научные и практические разработки, что существенно влияет на её надёжность в бою. Это условие также было соблюдено в первом случае - более чем 700 танков Т-80УД находилось на вооружении ВС СССР, в том числе и танковых частях, находящихся на территории Украины. Во втором случае, видимо, придётся поблагодарить руководителей завода им. Малышева и их смежников, реально заложивших основу будущего контракта и выполнивших его, а также продавцов из ”Укрспецэкспорта”, за умело проведённые рекламные и маркетинговые мероприятия, в силу чего потенциальных покупателей удалось убедить и грамотно подвести к его подписанию. Необходимо отметить, что ранее предпринимались попытки поставить “Оплот” на вооружение украинской армии. Министерство обороны Украины заказало 10 машин (две из них были профинансированы из госбюджетных средств). Однако наша армия до настоящего времени “Оплот” не получила. Поступившие на заводские счета деньги, “утонули” в таиландском контракте. Для того, чтобы понимать суть происходящего и разделить грешное с праведным, необходимо кратко остановиться на принципиально важном вопросе - какие обязательные этапы должен проходить каждый контракт по производству вооружения, в нашем случае - бронетанковой техники. Поясню, что при выполнении данного алгоритма действий заказчик (который активно участвует в его процессе) получает качественное и технологически правильно изготовленное вооружение. Так как у нас речь идет о танках, буду говорить об их создании и производстве. При этом я по-прежнему буду сравнивать оба контракта, для того, чтобы были наглядно видны причины срыва выполнения последнего - “Тайского”. Начинается всё с проектирования будущего танка. Для этого заказчик выдаёт конструкторскому бюро (в нашем случае ХКБМ) техническое задание на проектирование, которое оно в установленные договором сроки и производит. После этого опытное производство изготавливает опытный образец танка, который проходит серьёзные приёмочные испытания. В ходе достаточно длительных стендовых и полевых испытаний выявляются конструктивные и иные недостатки, которые доводятся до сведения проектантам, для корректировки и внесения необходимых изменений в конструкцию изделия, его узлы и агрегаты. Только после этого установочная партия танков запускается в производство, в ходе которого отрабатывается и нивелируется технология сборки для заданной заказом серии. После этого наступает следующий важный этап работы с будущим танком - с изготовленной установочной партией проводятся типовые испытания, которые должны подтвердить соответствие проверяемым образцам заданному техническому заданию. Выявленные в ходе испытаний несоответствия устраняются, с их учётом изготавливаются новые образцы танка, которому предстоит ещё один вид испытаний - квалификационный. И только после устранения всех выявленных в ходе испытаний недостатков и внесения необходимых конструктивных изменений, оно запускается в серийное производство. Такой долгий и тщательный подход к проектированию и проверке танка является гарантией качества его тактико – технических данных, боевых характеристик и возможностей. Для обоих контрактов характерной особенностью является то, что на момент их заключения танки уже были спроектированы и изготовлены. В первом случае, как я уже упоминал выше, до начала 90-х годов, было изготовлено и принято на вооружение танковых войск ВС СССР более 700 Т-80УД, во втором случае ХКБМ спроектировал и изготовил в собственных цехах один единственный опытный образец “Оплота”, который до настоящего времени имеется в наличии и используется исключительно как выставочный образец. К чему я это говорю? А к тому, что “Пакистанский контракт” выполнялся именно по указанному выше алгоритму, что, естественно и явилось первопричиной его успешной и качественной реализации. В пику этому, могу с великим сожалением сообщить, что через полтора года после поступления на завод солидной предоплаты, на предприятии, руководимом великим танковым мыслителем и стратегом Федосовым, в страшных потугах изготовлен макет (правильнее сказать некий фантом танка) который издали похож на спрятанный в недрах ХКБМ опытный “Оплот” и, который, уже неоднократно воспет в СМИ, как великий танковый прорыв Украины. Думаю, что не стоит даже упоминать о том, что на сегодняшний день заводчане стоят в самом начале очень сложного пути создания и запуска боевой машины в производство, после всех видов её испытаний и доработок. Поэтому я предлагаю всем, кто читает эти строки дать оценку обещаниям барона Мюнхгаузена в образе Федосова - об изготовлении пяти “Оплотов” к октябрю 2013 и выполнении всего контракта (49 танков!) к концу следующего года. Своё отношение к порученному делу он подкрепляет нечастыми пешими прогулками вокруг заводоуправления, напоминая случайным прохожим тучную, перезревшую курсистку, гуляющую по Летнему саду и лениво поглядывающую на проходящих мимо кавалеров, втайне мечтая о несбыточном замужестве с одним из них, пусть и самым завалящим. Очень жаль, что степень доверия к такому горе-директору со стороны руководства концерна несопоставима с его истинными никчемными возможностями и популистским, ничем не подкреплённым величием.

четверг, 1 августа 2013 г.

Пролог


В последнее время в украинских интернет - ресурсах и региональных новостях периодически появляется информация о деятельности харьковского завода им. Малышева и выполнении им контрактных обязательств перед зарубежными партнёрами по поставкам бронетанковой и иной техники. Заметки и статьи, освещающие происходящие на заводе события, имеют явно заказной, махрово-рекламный характер, написаны бессистемно и непрофессионально. Именно поэтому они не дают возможности в полной мере разобраться в действительном положении дел не только в организации выпуска обозначенной выше военной продукции, но, что не менее важно, работе самого предприятия, имеющего славную боевую и трудовую историю. В силу своих возможностей, попытаюсь ответить на все возникающие в ходе длящейся дискуссии вопросы.

Для удобства и соблюдения некой хронологии событий, происходящих на заводе, начну с июля 2013 года. Не думаю, что широкому кругу харьковчан известно, что 23 июля на предприятии состоялось представительное производственное совещание, посвященное одной из важнейших проблем, стоящей перед заводчанами, а именно - выполнение так называемого ”тайского контракта”, вернее даже не выполнение, а выяснения причин его полного срыва. Вкратце напомню, что в недалёком 2011 году, на межгосударственном уровне между Украиной и Королевством Таиланд был заключен контракт на производство и поставку этой экзотической стране 49 танков “Оплот” в установленные и согласованные сторонами сроки. В соответствии с договором комиссии от 07.12.11г.№USE-18/2-356-Д/К-11 ГП изготовить «Оплоты» должны были на заводе имени Малышева. На счета предприятия было перечислено около 300 миллионов гривен (общая сумма контракта составила 200 миллионов долларов). До декабря 2012 года, завод должен был поставить тайским бронетанковым войскам пять “Оплотов”, а до августа сего года отгрузить ещё пятнадцать боевых машин. Но, к глубокому сожалению, этого не произошло. Видимо, заключая подобные контракты, необходимо помнить о реалиях нашей современной жизни и не забывать пословицу о том, что славяне медленно запрягают, но быстро ездят. Как вы уже наверное догадались, быстрой езды при выполнении контракта тоже не получилось. Фактически на сегодняшний день он реально сорван. Это и стало главной темой упомянутого выше совещания. О его важности может прямо свидетельствовать статус присутствующих: заместитель Министра обороны Украины, Генеральный директор концерна ”Укроборонпром”, руководители его региональных предприятий, губернатор Харьковской области. После доклада о ходе выполнения контрактных обязательств, стало понятно, что на данный момент заводом реально изготовлен лишь один единственный танк (фактически его макет), который был собран из базового танка Т-80 по технологии “хенд мейд”. Этот образец и был показан представительной тайской делегации, посетившей завод в июне сего года, после чего серьёзно пропиарен в СМИ, как некий танковый прорыв, после чего полностью разобран для устранения выявленных в ходе демонстрационного шоу неполадок и дальнейших доводок его узлов и механизмов. С учётом серьёзности возникшей ситуации, руководителю предприятия необходимо было отчитаться о проделанной работе и дать пояснения должностным лицам, прибывшим на совещание. Что же ответил Генеральный директор завода Федосов на вопрос о сроках выполнения взятых на себя обязательств? Видимо опыт службы в армии в советских танковых войсках подсказал ему, что необходимо принять “позу пингвина” и уверенно пообещать что-нибудь, пусть даже несбыточное. Так он и поступил: преданно глядя в глаза высоких руководителей, пообещал, что к октябрю сего года выдаст “на-гора” пять “Оплотов”. Помните сказку о том, как Ходжа Насреддин пообещал падишаху научить его осла говорить, предварительно взяв с него предоплату – мешок золота? А ведь рассуждал он правильно: за оговоренные двадцать лет, предназначенных для дрессировки упрямца, кто-либо из участников спора может реально сдохнуть, а мешок золота уже попал в ловкие руки Ходжи. Показательно, что на вопрос о том, каким образом будут изготовлены танки, Федосов ответил, что это уже его вопросы и проблемы, видимо рассчитывая на то, что в цеху рядом с разобранным “Оплотом”, в таком же состоянии, находятся ещё три танка Т-80, предназначенные для последующей ‘”ручной сборки”. На этом, обсуждение очень важного, я бы даже сказал стратегического вопроса, касающегося выполнения серьёзных международных обязательств нашей страной, закончилось, хотя должно было только начаться. Решение существующей проблемы в очередной раз отдано на откуп Федосову и набранной им второпях некомпетентной команде заводских руководителей, которые реально способны не наладить, а убить производство. Не думаю, что даже неискушенной публике необходимо доказывать то, что для достижения стоящей цели крайне необходима работа команды профессионалов – танкостроителей. Ведь производство любого, даже самого простого изделия, изначально должно строиться на основании определённой модели, предусматривающей научное построение календарных графиков, включающих в себя материальную, финансовую, техническую и технологическую составляющую, которые впоследствии должны реализоваться в виде производственного цикла, корректируемого по мере последовательного выполнения всех его элементов, создающих требуемый продукт. При этом голословных и ничем не подкреплённых обещаний недостаточно, когда речь идёт не только о возможном разрыве действующих контрактов и огромных финансовых санкциях, что в свою очередь приведёт к потерям потенциальных заказчиков, но и имидже нашего государства и его Президента. Однако получается, что в данном случае произошло обратное – видимо загипнотизированные упитанным и представительным видом директора и его годами отработанной манерой уверенно держаться перед высоким начальством, присутствующие на совещании впали в ступор и никто из них не удосужился не только попросить Федосова предоставить графики и соответствующую техническую документацию, подтверждающие его слова, но и просто спросить: на чём именно основывается его уверенность в выполнении устного обещания. А если в октябре сего года, Федосов заявит: извините, хотел, но не смог? Он ведь уже обещал пять “Оплотов” к августу сего года. Где они и где он? Их нет, а он, по-прежнему - Генеральный директор завода! Кто же будет отвечать за срыв контракта в этот раз, а также за всё то, что за ним последует? Думаете Федосов? Так он возьмёт ручку и напишет заявление “по собственному желанию”, после чего вернётся на развалины 115 завода, командовать оставшимся крайне ограниченным контингентом рабочих и служащих, а также кладбищем ржавых танков, которые до сих пор, не без его прямого участия, разукомплектовывают в угоду золотому тельцу ловкие “спецы”, перешедшие следом за ним на ЗиМ. Складывается впечатление, что все, кто так или иначе связан с тайским контрактом и видят проблемы, ведущие к его неизбежному срыву, пытаются как можно дальше дистанцироваться от принятия по нему каких-либо кардинальных решений и, таким образом, остаться в стороне при последующем “разборе полётов”. Так это или нет, покажет время, которого остаётся очень мало и вдобавок оно не используется в данном случае по прямому назначению.